Защита прав человека это


В этой статье:

Права человека

Защита прав человека это

Права человека являются неотъемлемым достоянием всех людей, без какого бы то ни было различия на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения или любого иного аспекта. Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений  и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие. Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации.

Международное право в области прав человека определяет правовые обязанности государств, в соответствии с которыми они обязаны действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод отдельных лиц или групп людей.

Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющего свода законов в области прав человека — универсального и защищаемого на международном уровне кодекса, к которому может присоединиться любое государство и к реализации которого стремятся все люди. Организация определила широкий круг признаваемых на международном уровне прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Она также создала механизмы поощрения и защиты этих прав и содействия государствам в выполнении взятых на себя обязательств.

Рекомендуем!  Что такое коммунальные услуги и что в них входит?

Основой этого свода законов являются Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятые Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 годах соответственно. С тех пор ООН постепенно расширяла законодательство в области прав человека, включая в него конкретные нормы в отношении женщин, детей, инвалидов, меньшинств и других уязвимых групп, которые в настоящее время обладают правами, защищающими их от дискриминации, долгое время существовавшей во многих обществах.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности. Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты. Декларация была принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года в качестве документа, принципам которой обязаны следовать все народы и страны. В ней, впервые в истории человечества, были определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне.

С момента своего принятия в 1948 году Декларация была переведена на более 500 языков, став самым переводимым документом в мире, и послужила ориентиром для конституций многих новых независимых государств и многих молодых демократий. Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и двумя факультативными протоколами к нему (о процедуре подачи и рассмотрения жалоб и о смертной казни) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.

Экономические, социальные и культурные права

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу в 1976 году; по состоянию на октябрь 2016 года участниками Пакта являются 164 государства. Права человека, на поощрение и соблюдение которых направлен Пакт, включают, в частности:

  • право каждого на справедливые и благоприятные условия труда;
  • право каждого человека на социальное обеспечение, право на достаточный жизненный уровень и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
  • право на образование, право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса.

Гражданские и политические права

Международный пакт о гражданских и политических правах и первый факультативный протокол к нему вступили в силу в 1976 году. По состоянию на конец 2010 года его участниками являлись 167 государств. Второй факультативный протокол был принят в 1989 году.

Пакт признает право на свободное передвижение; равенство перед законом; справедливое и публичное судебное разбирательство; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений  и их свободное выражение; мирные собрания; свободу ассоциации с другими; участие в ведении государственных дел, а также права меньшинств.

Он запрещает произвольное лишение жизни; пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; рабство и принудительный труд; произвольные аресты и содержание под стражей; произвольное вмешательство в личную жизнь; пропаганду войны; дискриминацию; и выступления в пользу расовой или религиозной ненависти.

https://www.youtube.com/watch?v=SvqypmtVP6I

Целый ряд международных договоров в области прав человека и других документов, принятых начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека. К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и другие.

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный 15 марта 2006 года Генеральной Ассамблеей и подотчетный непосредственно ей, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека в качестве ключевого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека. Совет, в состав которого входят представители 47 государств-членов, занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всем мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.

Наиболее новаторским механизмом Совета по правам человека является Универсальный периодический обзор (УПО). Посредством этого уникального механизма раз в четыре года осуществляется обзор ситуации в области прав человека во всех 193 государствах-членах ООН.

Являясь основанным на сотрудничестве процессом, ведущую роль в котором играют государства-члены, УПО осуществляется под эгидой Совета и предоставляет возможность каждому государству сообщать о мерах, которые были им приняты, и проблемах, которые ему необходимо решить для улучшения положения в области прав человека и выполнения своих международных обязательств.

УПО разработан таким образом, чтобы гарантировать соблюдение принципов универсальности и равного подхода для каждой страны.

Верховный комиссар ООН по правам человека

Верховный комиссар ООН по правам человека несет основную ответственность за осуществление деятельности в области прав человека в рамках всей системы ООН. Согласно своему мандату, Верховный комиссар реагирует на случаи нарушения прав человека и принимает превентивные меры.

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) координирует усилия ООН по обеспечению прав человека. УВКПЧ выполняет функции секретариата Совета по правам человека, договорных органов (комитеты экспертов, которые контролируют выполнение основных международных договоров в области прав человека) и других органов ООН по правам человека. Он также обеспечивает проведение мероприятий в сфере прав человека на местах.

Для основных международных договоров в области прав человека существуют надзорные органы, которые наблюдают за выполнением соответствующих договоров ратифицировавшими их государствами. Лица, чьи права были нарушены, могут направить жалобу непосредственно в соответствующий комитет.

Права человека являются сквозной темой всех программ и стратегий Организации в таких ключевых областях, как мир и безопасность, развитие, гуманитарная помощь и экономические и социальные вопросы. В результате практически любое учреждение или специализированное агентство ООН в определенной мере участвует в защите прав человека.

В качестве примеров можно привести право на развитие, лежащее в основе целей в области устойчивого развития; право на питание, на реализацию которого направлены усилия ФАО; трудовые права, которые определяет и защищает Международная организация труда; вопросы гендерного равенства, которые активно пропагандирует структура «ООН-женщины», права коренных народов и права инвалидов.

День прав человека отмечается каждый год 10 декабря.

Ресурсы:

Источник: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/human-rights/index.html

Защита прав человека

«Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всей государственной власти». Это – четкий мандат статьи 1 Основного закона, в которой ФРГ признает «неприкосновенные и неотчуждаемые права человека в качестве основы всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле».

К этой обязанности ФРГ серьезно относится и в рамках своих внешних связей. Защита и усиление прав человека играют особую роль во внешнеполитическом и международном контекстах, ведь зачастую систематические нарушения прав человека являются первым шагом, ведущим к конфликтам и кризисам.

Вместе с партнерами по ЕС и в сотрудничестве с ООН ФРГ выступает во всем мире за защиту и дальнейшее развитие стандартов в области прав человека.

Деятельность в международных 
организациях по правам человека

ФРГ является участницей важных конвенций ООН и дополнительных протоколов к ним (пакт о гражданских правах, пакт о социальных правах, конвенция о борьбе с расизмом, конвенция о правах женщин, конвенция против пыток, конвенция о правах ребенка, конвенция о правах инвалидов, конвенция против насильственного исчезновения). Среди последних подписанных документов – Дополнительный протокол к Конвенции против пыток и Конвенция о правах инвалидов, которые вступили в силу в 2009 г. ФРГ была первой европейской страной, ратифицировавшей Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, предоставляющий возможность подачи индивидуальных жалоб.

Федеральное правительство поддерживает ­защиту от дискриминации и расизма, выступает против смертной казни во всем мире, 
за право на участие в политической жизни 
и за правовую защиту, отстаивает свободу ­религии и мировоззрения, борется с торговлей людьми и настаивает на реализации права на жилье и права на чистую питьевую воду и санитарию. 2,1 млрд.

человек во всем мире не имеют доступа к чистой воде. Выделяя ежегодно 400 млн. евро, ФРГ в качестве одного из крупнейших доноров в этой сфере в рамках многих проектов содействует тому, чтобы ситуация изменилась. Доступ к воде, одна из новых тем в области прав человека, является важным основным направлением сотрудничества с ФРГ в целях развития. Уже только в Африке таким образом до 2017 г. для 25 млн.

человек был обеспечен доступ к водоснабжению.

ФРГ была с 2013 по 2015 и с 2016 по 2018 гг. членом Совета по правам человека ООН в Женеве (Швейцария). Важнейшим инструментом Совета по правам человека является «общий регулярный обзор», в рамках которого каждое государство-член ООН информирует о выполнении своих обязательств в области прав человека и отвечает на критические замечания. ФРГ прошла эту процедуру в 2018 г. в третий раз.

ФРГ – одна из самых активных стран в Совете Европы (СЕ), в который входят 47 государств-членов и который выступает за защиту прав человека и за содействие им, за верховенство закона и демократию во всей Европе. Благодаря далеко идущим соглашениям, прежде всего Европейской конвенции по правам человека, СЕ содействует развитию общего европейского правового пространства и контролирует соблюдение обязательных общих стандартов и ценностей на европейском континенте.

Инструменты международной 
политики в области прав человека

Одним из центральных институтов СЕ по реализации прав человека в Европе является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге (Франция). Каждый гражданин 47 государств-членов СЕ может напрямую обращаться в ЕСПЧ с жалобой на нарушение своих прав, защищенных Европейской конвенцией по правам человека.

ФРГ решительно выступает за то, чтобы все государства-члены СЕ принимали и имплементировали соответствующие решения ЕСПЧ. Международный уголовный суд (МУС) в Гааге (Нидерланды) занимается международно-правовым преследованием тяжких международных преступлений, например военных преступлений, преступлений против человечности или геноцида.

ФРГ высказывается за универсальное признание юрисдикции МУС.

Офис уполномоченного федерального правительства по политике в области прав человека и гуманитарной помощи Бербель Кофлер расположен в МИДе ФРГ. Уполномоченный наблюдает за развитием мировых событий, координирует правозащитную деятельность с другими государственными инстанциями и консультирует федерального министра иностранных дел.

Парламентское сопровождение и контроль политики ФРГ в области прав человека с 1998 г. осуществляется Комитетом по правам человека и гуманитарной помощи Бундестага ФРГ. В качестве финансируемой государством, но независимой инстанции в 2000 г. был создан Германский институт по правам человека.

В качестве национального правозащитного института он должен в духе Парижских принципов ООН содействовать поддержке и защите прав человека со стороны ФРГ у себя дома и за рубежом.

Защита прав человека – это и одна из важнейших сфер внешней киберполитики. В 2013 и 2014 гг. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюции о праве на неприкосновенность частной жизни в эпоху цифровых технологий. Это результат германо-бразильской инициативы. ФРГ придерживается мнения, что права человека должны соблюдаться как online, так и offline. В 2018 г. ФРГ подчеркнула свою активную борьбу за защиту личной сферы в цифровой эпохе и переняла председательство в коалиции Freedom Online Coalition, которая занимается продвижением прав человека в цифровом веке.

Благодаря оказанию гуманитарной помощи федеральное правительство поддерживает во всем мире людей, оказавшихся в крайне бедственном положении в результате природных катастроф, военных столкновений или других кризисов и конфликтов или над которыми нависла угроза такого положения. При этом причины бедственного положения не имеют значения. Гуманитарная помощь – это выражение этической ответственности и солидарности с людьми, оказавшимися в беде. Она ориентирована на потребности нуждающихся и опирается на гуманитарные принципы человечности, нейтральности, беспристрастности и независимости.

Гуманитарная помощь для людей 
в крайне бедственном положении

ФРГ берёт на себя глобальную ответственность за людей в бедственном положении и активно борется за укрепление и дальнейшее развитие международной гуманитарной системы. В 2017 г. федеральное правительство ввиду постоянно растущих требований выделило бюджет в размере около 1,75 млрд. евро на гуманитарную помощь. Тем самым, оно стало вторым по размеру донором гуманитарной помощи во всём мире.

Федеральное правительство оказывает свою гуманитарную помощь не напрямую, а поддерживает в финансовом плане подходящие проекты гуманитарных организаций ООН, Красного Креста и Красного Полумесяца и неправительственных организаций ФРГ. Основное внимание помощи ФРГ уделяется в первую очередь гуманитарным кризисам на Ближнем Востоке и в Африке.

Помимо этого, ФРГ уже многие годы поддерживает и является вторым по величине донором Центрального фонда реагирования на чрезвычайные ситуации СЕРФ и гуманитарного фонда сообщества стран ООН.

Источник: https://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/ru/kategoriya/vneshnyaya-politika/zashchita-prav-cheloveka

70-летие Всеобщей декларации прав человека

По случаю празднования 70-летия принятия Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 2018 года в 14.30 в Министерстве Европы и иностранных дел состоится мероприятие, в котором примут участие ведущие деятели в области защиты прав человека.
Программа мероприятия (регистрация завершена)

Тревожная обстановка в мире

Празднование 70-й годовщины принятия Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 2018 года проходит в сложных условиях. Растет число грубых нарушений прав человека в зонах конфликтов, основными жертвами которых являются женщины и лица, принадлежащие к этническим, религиозным и сексуальным меньшинствам.
Во многих странах значительно сокращается пространство, предоставляемое гражданским свободам и гражданскому обществу. Даже в самой Организации Объединенных Наций некоторые государства ставят под сомнение главенство и универсальность прав человека.

Всеобщие права человека

70-я годовщина принятия Всеобщей декларации прав человека — это возможность вспомнить, что права человека – это не «ценности», которые следует адаптировать к различным культурам и местным особенностям. Соблюдение прав человека – это не политический выбор, а юридическое обязательство. Это универсальные обязательства и правовые принципы, гарантированные официальными декларациями или договорами, имеющими обязательную юридическую силу.

Приверженность Франции защите прав человека

Франция ведет неустанную работу по защите универсальности и верховенства прав человека. Борьба за соблюдение этих прав является одним из основополагающих принципов Французской Республики и лежит в основе ее внешней политики. Приоритетной задачей Франции является воссоздание правового пространство для защиты прав человека.

Так, Франция окажет поддержку деятельности МУС по расследованию обстоятельств преступлений против представителей народности рохингья, которые могут представлять собой военные преступления, преступления против человечности и геноцид. Франция также призывает все государства, которые еще не сделали этого, присоединиться к Римскому статуту.

Мы также должны укрепить место прав человека во всех сферах деятельности Организации Объединенных Наций. Управление Верховного Комиссара по правам человека и механизмы Совета по правам человека, которым Франция оказывает поддержку с момента их создания, также имеют важнейшее значение для поощрения и реализации этого достижения. Именно поэтому Франция будет кандидатом в члены Совета по правам человека на 2021-2023 годы.

Мы подтверждаем свою приверженность международной системе поощрения прав человека, верховенству норм права, многосторонним организациям. Это лучшая дань, которую мы можем воздать тем, кто 70 лет назад составил Всеобщую декларацию на руинах мирового конфликта, потрясшего европейский континент.
Универсальное достижение 1948 года – это наше наследие, «всеобщее благо» человечества, которое мы готовы защищать и намерены проводить в жизнь.
Жан-Ив Ле Дриан, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, 26 сентября 2018 г.

Комиссия по правам человека включала 18 членов из различных политических, культурных и религиозных слоев. Председателем редакционного комитета была Элеонора Рузвельт, вдова президента США Франклина Рузвельта. Один из членов комиссии, французский юрист Рене Кассен, был составителем первого текста Декларации.

В 1948 году Организация Объединенных Наций стремится наладить международное сотрудничество в целях обеспечения основных гражданских свобод. Всеобщая декларация прав человека официально определяет эти свободы. Основная идея заключается в том, что каждый может свободно жить, если он уважает свободу других и не причиняет им вреда.

В текст Декларации 1948 года, основанный на Декларации прав человека и гражданина 1789 года, были внесены уточнения и добавлены отдельные права: право на работу, на образование и участие в культурной жизни, на медицинское обслуживание. После 1948 года Декларация была расширена с целью включения других вопросов, таких как права женщин, детей, насильственные исчезновения.

Декларация 1948 года также устанавливает для каждого лица обязанности по проявлению солидарности к ближним.

Всеобщая декларация прав человека была принята в Париже 10 декабря 1948 года при поддержке более пятидесяти государств (8 стран воздержались и ни одна из стран не выступила против), различия в образе жизни и устройстве которых свидетельствуют об «универсальном» характере Декларации.

Источник: https://www.diplomatie.gouv.fr/ru/politique-etrangere/droits-de-l-homme/actualites-et-evenements-sur-le-theme-des-droits-de-l-homme/article/70-ans-de-la-declaration-universelle-des-droits-de-l-homme

Права человека: основа внешней политики Германии

Показать изображение крупным планом Международный логотип прав человека © Федеральное министерство иностранных дел

Почти 70 лет назад, в 1948 году, люди со всего мира собрались в Париже, вдохновленные мечтой о более совершенном мире: мире, где будет защищено достоинство каждого человека. Они приняли Всеобщую декларацию прав человека.

Декларация основана на идее «достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав» всех людей, признает за каждым человеком право на них и не допускает никаких различий по цвету кожи, полу, языку, религии или другим критериям.

Права человека есть у всех людей — уже по одной лишь причине, что они люди, совершенно независимо от признаков, могущих отличать их друг от друга.

Основа каждого сообщества людей

Возложенное на себя Германией обязательство по защите прав человека — это в том числе и урок из самой мрачной главы в истории страны. Поэтому в Статье 1 Основного закона человеческое достоинство и неприкосновенные, неотъемлемые права человека закреплены в качестве основы каждого сообщества людей, мира и справедливости во всем мире. Тем самым Основной закон гарантирует права человека не только в Германии, но и обязывает нас выступать за защиту достоинства и основных свобод человека во всем мире.

Моральное обязательство и политические интересы

Защита прав человека — это не только моральное и международно-правовое обязательство, прописанное в Основном законе. Соблюдение прав человека отвечает и внешнеполитическим интересам Германии. Примеры во всем мире показывают: там, где нарушаются права человека, не может быть устойчивого мира и стабильного развития, в то время как свобода и человеческое достоинство, пользующиеся защитой, показали себя как двигатель созидательности и благосостояния.

Показать изображение крупным планом Бербель Кофлер, Уполномоченный по вопросам прав человека и гуманитарной помощи © Михаэль Готтшаль/photothek.de

В Министерстве иностранных дел Германии политикой в области прав человека кроме Уполномоченной Федерального правительства по правам человека и гуманитарной помощи Бэрбель Кофлер вопросами прав человека занимается специально созданный отдел: Отдел по правам человека и гендерным вопросам. Совместно они используют самые разные инструменты: программы поддержки НКО, форматы политического диалога, публичные заявления или молчаливая дипломатия уже помогли улучшить ситуацию с правами человека во многих странах.

Доклад Федерального правительства о правах человека за 2016 г.: гражданские общества в центре внимания.

Самая лучшая защита прав человека — это живое гражданское общество

Особенно важным для защиты прав человека является участие общественности, которая не должна отворачиваться, когда эти права нарушаются. Этому аспекту Германия уделяет особое внимание.

В диалоге с неправительственными организациями, религиозными группами, представителями интеллектуальной среды и неравнодушными людьми Германия оказывает содействие живым и восприимчивым к проблемам гражданским обществам во всем мире.

Потому что возможность граждан проявить активность в независимых от государства группах и общественных форумах — это самая лучшая защита от нарушений прав человека.
Дальнейшая информация на тему «Гражданское общество и права человека»

Германия как участник договоров

Показать изображение крупным планом Статья I Основного завона: Достоинство человека неприкосновенно. © photothek.net

На основе Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека государства-члены ООН разработали всеобъемлющую систему договоров для защиты прав человека.

Германия является участником всех важных соглашений ООН в области прав человека и протоколов к ним и регулярно отчитывается перед профильными комитетами экспертов о реализации соответствующих договорных обязательств.

Дальнейшая информация на тему «Права человека в ООН»
Доклады Германии по реализации соглашений ООН по защите прав человекаВ Европе также существует разветвленная сеть институтов по защите прав человека. При этом ключевую роль наряду с Европейским Союзом играют прежде всего Совет Европы и ОБСЕ:

Защита основных прав в ЕС

Совет Европы
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ссылка)

Источник: https://kasachstan.diplo.de/kz-ru/human-rights-acornerstoneofgermany/1047036

Защита прав человека: процедура 104

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 Устава, принятого 16 ноября 1945 г., ЮНЕСКО ставит себе задачей «содействовать укреплению мира и безо­пасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности, прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций для всех народов без различия расы, пола, языка или религии».

В 1978 г. Исполнительный совет ЮНЕСКО учредил конфиденциальную процедуру для рассмотрения сообщений (жалоб), полученных Организацией, которые касаются якобы имевших место нарушений прав человека в областях ее компетенции (а именно в областях образования, науки, культуры и коммуникации). Эта процедура опре­делена в решении 104 ЕХ/3.3 Исполнительного совета, текст которого прилагается.

Цель процедуры

Эта процедура имеет целью обеспечить поиск урегулирования мирным путем случаев, которые доводятся до сведения ЮНЕСКО:

  • посредством диалога с соответствующими правительства­ми с целью со­вместного рассмотрения при соблюдении полной конфиденциальности того, что можно было бы сделать в целях содействия осуществлению прав человека в областях, отно­сящихся к компетенции ЮНЕСКО;
  • действуя «в духе международного сотрудничества, примирения и взаимопонима­ния…, что ЮНЕСКО не следует выступать в роли международного судебного органа» (пункт 7 решения 104 ЕХ/3.3).

Отличительные особенности процедуры

Эта процедура имеет специфические черты, отличающие ее от аналогичных процедур, действующих в других организациях системы Организации Объединенных Наций:

  • механизм процедуры неконвенционного происхождения;
  • жалоба может касаться любого государства-члена, именно потому, что оно является членом ЮНЕСКО;
  • жалоба рассматривается в ходе процедуры, которая от начала до конца сохраняет свой индивидуальный характер, в отличие от процедур, в соответствии с которыми индивидуальные сообщения рассматриваются как источник информа­ции о всех грубых и систематических нарушениях прав человека в конкретной ситуации;
  • в соответствии с этой процедурой прилагаются все усилия, чтобы избежать конфликтных ситуаций и обвинений. Речь идет о том, чтобы облегчить участь предполагаемых жертв, а не осуждать соответствующие правительства, ни тем более применять к ним санкции.

Кто может представить сообщение?

Отдельные лица, группы лиц и неправительственные организации могут направ­лять в адрес ЮНЕСКО сообщения (жалобы), касающиеся нарушений прав человека, либо когда авторы этих сообщений сами являются жертвами таких нарушений, либо когда они считают, что располагают достоверной информацией о таких нарушениях.

Кто является жертвами нарушений прав человека?

Учителя/преподаватели, учащиеся/студенты, научные работники, работники искусств, писатели, журналисты, т.е. представители интеллектуальных кругов, деятельность которых относится к областям компетенции ЮНЕСКО, или любое другое лицо, ставшее жертвой нарушений при осуществлении одного из прав, перечисленных в пункте 7.

Какие права относятся к компетенции ЮНЕСКО?

К компетенции ЮНЕСКО относятся главным образом следующие права (в скобках указаны статьи Всеобщей декларации прав человека, перечисленные права фигурируют также в Пактах Организации Объединенных Наций от 16 декабря 1966 г.):

  • право на образование (статья 26);
  • право участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами (статья 27);
  • право свободно участвовать в культурной жизни (статья 27);
  • право на информацию, включая свободу убеждений и свободное выражение их (статья 19).

Эти права могут подразумевать осуществление других прав человека, в числе которых:

  • право на свободу мысли, совести и религии (статья 18);
  • право на свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (статья 19);
  • право на защиту моральных и материальных интересов человека, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является (статья 27);
  • право на свободу мирных собраний и ассоциаций (статья 20), деятельность которых связана с образованием, наукой, культурой и информацией.

Как направлять сообщения в ЮНЕСКО?

Сообщения направляются в письменной форме на имя директора Управления по международной регламентации и правовым вопросам ЮНЕСКО (адрес: 7, place de Fontenoy 75352 Paris 07 SP France).

Это письмо, содержащее краткое изложение якобы имевших нарушений прав человека, должно быть подписано и составлено на одном из рабочих языков Организации (английском или французском языках). После получения такого письма Секретариат ЮНЕСКО направляет автору письма бланк, который необходимо заполнить.

Этот бланк представляет собой сообщение, которое будет передано соответствующему правительству и рассмотрено Комитетом по конвенциям и рекомендациям Исполнительного совета, на который возложена обязанность осуществлять данную процедуру.

Каков порядок рассмотрения сообщений Комитетом?

Комитет по конвенциям и рекомендациям рассматривает сооб­щения на закрытых заседаниях. Он собирается в Штаб-квартире ЮНЕСКО, как правило, два раза в год во время проведения сессий Исполнительного совета (весной и осенью).

Комитет сначала рассматривает вопрос о приемлемости сообщений. В пункте 14 (а) решения 104 ЕХ/3.3 Исполнительного совета перечисляются десять условий приемлемости сообщений; если одно из этих условий не соблюдено, сообщение не рассматривается. Сообщения считаются приемлемыми, если они, среди прочего, отвечают следующим условиям:

  • сообщение не должно быть анонимным;
  • сообщение не должно быть явно необоснованным и должно со всей очевид­ностью содержать относящиеся к делу доказательства;
  • сообщение не должно быть ни оскорбительным, ни представлять собой злоупотребление правом на сообщение;
  • сообщение не должно основываться исключительно на информации, распро­страняемой с помощью средств массовой информации (печать, телевидение, радио);
  • сообщение должно представляться в разумный срок с момента происше­ствия изложенных в нем фактов или в разумный срок с того момента, как эти факты стали известны;
  • в сообщении должно быть указано, предпринимались ли попытки полностью использовать доступные внутренние средства правовой защиты в отношении тех фактов, которые являются предметом сообщения, а также должны быть указаны результаты таких попыток, если таковые предприни­мались.

Затем Комитет приступает к рассмотрению по существу. С этой целью представителям соответствующего правительства предлагается представить информацию или ответить на вопросы членов Комитета относительно приемлемости или обосно­ванности сообщения. Поскольку Комитет никоим образом не является международным трибуналом, он стремится решить проблему в духе международного сотрудничества, диалога, примирения и взаимопонимания. Стремясь к эффективному поиску решений на основе взаимной договоренности, Комитет работает в условиях строгой конфиден­циальности, что является непременным условием успеха его работы.

После заседания, на котором сообщение рассматривается Комитетом, автор этого сообщения и соответствующее правительство информируются о решениях Комитета, которые не могут быть обжалованы. Однако Комитет может принять к повторному рассмотрению сообщение, если он получит дополнительные сведения или новые факты.

Роль Генерального директора

Исполнительный совет в своем решении 104 ЕХ/3.3 напомнил о роли, которую Генеральный директор всегда играл в деле содействия осуществлению прав человека, и подтвердил ее.

Действительно, Генеральный директор в соответствии с установленной практикой и правом, которое предоставляется ему на межсессионный период и которое Генеральная конференция признала, в частности, в резолюции 19 С/12.

1, имеет возможность лично предпринимать различные демарши гуманитарного характера в интересах лиц, являющихся жертвами якобы имевших место нарушений прав человека в областях компетенции ЮНЕСКО, которые требуют неотложного рассмотрения. В связи с этим следует подчеркнуть, что в пунктах 8 и 9 решения 104 ЕХ/3.3 признается эта роль Генерального директора.

Источник: https://ru.unesco.org/about-us/procedure104

Internews.ru - Интернет журнал
Добавить комментарий

три × пять =