Ставка ндс косвенный налог


Уплата косвенных налогов: импортные операции, сроки уплаты

НК РФ предусматривает наличие 2-ух косвенных налогов – НДС и акцизы. С данными видами налогов компании сталкиваются при сбыте или приобретении ценностей, а также при ввозе товарных ценностей на российскую таможенную территорию (импортные операции).

Косвенный налог добавляется к стоимости реализуемых или ввозимых ценностей и предъявляется продавцом покупателю. Добавленный налог подлежит уплате продавцом в бюджет с учетом положенных вычетов по данному виду налогового обязательства. Понятие «косвенный» означает, что на самом деле обязанность по уплате налога ложится на покупателя, но не напрямую, а через посредника, в роли которого выступает продавец.

Процедура вычисления, уплаты и возмещения добавленного налога регулируется гл.21, а акцизов – гл.22 НК РФ.

Косвенные налоги при импортных операциях

Ввоз ценностей на территорию таможенного союза РФ выступает поводом для вычисления и уплаты косвенных налогов. Платить нужно той стране, чей таможенный орган выпускает ТМЦ:

  • При импорте товарных ценностей из стран, не входящих в список участников таможенного союза, добавляемый налог надлежит платить в РФ, так как выпуск будет выполнен российским таможенным органом, в этот орган и перечисляется налог;
  • При импорте ценностей из государств ЕАЭС налог должен перечисляться в налоговую, где стоит на учете собственник ценностей (покупатель). В ЕАЭС входят Белоруссия, РФ, Казахстан, Кыргызстан, Армения. Налоговые обязательства в отношении уплаты НДС предусмотрены для всех лиц, независимо от применяемого ими режима налогообложения и наличия освобождения от уплаты (исключения перечислены в 6-м пункте ст.72 Договора о ЕАЭС).
Рекомендуем!  Покупка и оформление диагностической карты онлайн: цена, законность, ответственность

Обязанность по перечислению добавленного налога ложится на декларанта товаров, то есть покупателя.

Для принятия правильного решения относительно необходимости перечисления налога с ввозимых ценностей, его величины и места уплаты, нужно определиться со следующими моментами:

  • Есть ли освобождение от НДС у импортируемых товаров;
  • Какая таможенная процедура используется в отношении ввозимых ценностей;
  • Какую ставку НДС нужно применить;
  • По какой формуле рассчитать налог к перечислению.

Освобождение от налоговых обязательств

В п.3ст.80 ТК ТС определены случаи, когда не нужно платить НДС с импортируемых ценностей. В ст.150 НК РФ представлен список тех товарных ценностей, при ввозе которых не нужно добавлять налог к стоимости. При несоответствии условиям из указанной статьи ТК ТС и при импорте товарных ценностей, не включенных в список, следует посчитать добавленный налог по ставке, актуальной на день представления таможенной декларации.

Таможенная процедура

На порядок уплаты косвенных налогов по ввозным операциям влияет таможенная процедура, под которую помещаются импортируемые ценности. В зависимости от этой процедуры НДС нужно будет уплатить в полном, ограниченном объеме или же не платить вовсе.

На таможенную процедуру влияют цели выпуска ТМЦ в РФ таможенным органом:

Таможенная процедура Особенности уплаты налога
Транзит, переработка, хранение или уничтожение на таможне, реэкспорт, свободная таможенная зона или склад, беспошлинная торговля, движение припасов и их декларирование, отказ в пользу гос-ва. Не платится
Временный ввоз, импорт продуктов переработки при их помещении за пределами территории таможни Не платится или платится в ограниченной величине
Ввоз или переработка ценностей для потребления в РФ Платится в полном размере

Ставка НДС

На величину ставки влияет характер ввозимых ценностей – 10 или 18%.

Для определения величины подходящей ставки для ввозимых товаров нужно установить коды по ТН ВЭД ТС, после чего сопоставить их с кодами товаров, для которых предусмотрена ставка 10% (они перечислены в специальных перечнях российского правительства). Если среди ввозимых ТМЦ имеются товары из данных перечней, то нужно использовать ставку 10%, в противном случае – 18%.

Компания ввозит в РФ каперсы из Германии. Какую ставку нужно применить?

В ТН ВЭД ТС каперсы входят в категорию 0709 «Овощи..» и имеют код 0709 99 400 0. Данный код включен в перечень товаров с применением ставки 10%, утвержденный Постановлением №908 от 31.12.04, поэтому при ввозе каперсов компании нужно посчитать добавленный налог в размере 10%.

Расчет НДС

Если установлена необходимость добавление налога и определена величина актуальной ставки, то НДС можно вычислить таким образом:

НДС = (таможенная стоимость импортируемых ценностей + пошлина + акциз) * налоговая ставка

Размеры пошлин определяются Единым таможенным тарифом ЕАЭС. Акцизные ставки определены 193 ст. НК РФ.

Если от пошлины товар освобожден, и ввозимые ценности не являются подакцизными, то достаточно умножить стоимость ТМЦ на налоговую ставку.

НДС определяется в отношении каждого наименования ввозимых ценностей, после чего производится суммирование величин добавочного налога по всем позициям. Полученную сумму нужно перевести в российские рубли.

Посчитать добавленный налог нужно самостоятельно, после чего отразить его величину в декларации ДТС-1 или ДТС-2. При несогласии таможенного органа с проведенными расчетами, будет проведена корректировка, с которой декларант может либо согласиться, либо пытаться отстоять свое мнение (в том числе и в суде).

Сроки уплаты косвенных налогов (НДС)

Конкретные даты для перечисления зависят от таможенной процедуры, под которую помещены ввозимые ценности. Если ввоз товаров производится для потребления внутри российского рынка, то обязанность по уплате возникает до выпуска ценностей с таможенной территории.

Если выпуск ввозимых товаров осуществлен до момента подачи таможенной декларации (это возможно в ряде случаев по ст.197 ТК ТС), то перечислить добавочный налог надлежит в течение 10-ти дней, которые отсчитываются с начала месяца, идущего за месяцем выпуска.

При временном ввозе товарных ценностей добавленный налог надлежит перечислить до выпуска согласно указанной процедуре вместе с ввозными пошлинами и налогами за период временного ввоза.

Уплаченный налог можно направить к вычету на основании таможенной декларации, если товары будут использованы в операциях, облагаемых добавочным налогом, в противном случае придется учесть его в стоимости ввезенных ценностей. Неплательщики НДС обязаны также уплатить налог с ввозимых товаров, но зачесть к вычету его не получится.

Лишние перечисленные средства по добавленному налогу позволено зачесть в виде уплаты пошлин таможенного характера, пеней и %-ов.

Импорт из стран таможенного союза

При ввозе товарных ценностей из стран таможенного союза (Казахстана и Белоруссии, а с 29.05.2014 Армении с Кыргызстаном) платить косвенные налоги должен покупатель импортных товаров в местную налоговую, где он стоит на учете. Данная обязанность имеется как у плательщиков рассматриваемых видов налогов, так и у лиц, освобожденных от этого в силу применения спецрежимов или положений ст.145 НК РФ.

Для вычисления добавочного налога следует применять одну из ставок, определенных 2-м и 3-м пунктами 164 ст. НК РФ. Также нужно учитывать положения из 17-го пункта Протокола, сопровождающего Договор о ЕАЭС в качестве 18-го приложения.

Считать НДС нужно в день принятия ценностей к учету от стоимости, подлежащей перечислению поставщику за приобретенные ценности согласно приложенной документации. Суммы из документов, обозначенные в иностранной валюте надлежит перевести в рубли по курсу ЦБ на день оприходования товаров.

Срок перечисления добавленного налога – до 20-того числа включительно месяца, идущего за месяцем оприходования ввозных товаров. Вместе с оплатой надлежит предоставить пакет документов, в составе которого:

  • Налоговая декларация;
  • Заявление об уплате косвенных налогов;
  • Выписка из банка в подтверждения оплату налогов;
  • Счета-фактуры;
  • Транспортная документация;
  • Договор, заключенный с поставщиком;
  • Иные документы из п.20 Приложения №18 к Договору о ЕАЭС.

Перечисленный добавленный налог плательщики могут направить к возмещению, все прочие лица обязаны его списать в расходы или включить в стоимость ввозных ценностей.

Документальным основанием для приемки к вычету выступает счет-фактура, платежная документация о перечислении налога, заявление, поэтому возместить такой НДС можно только после представления данной документации в налоговую.

Заявление об уплате косвенных налогов

Предоставить данное заявление нужно в налоговую по месту регистрации вместе с прочей необходимой документацией, в том числе налоговой декларацией в период до 20-го числа месяца, идущего за месяцем приема импортных товаров к учету. Формат подачи – в электронном виде с заверением УКЭП плательщика или в бумажном виде в 4 экземплярах.

Новый порядок представления рассматриваемого документа в электронном виде действуют с начала января 2015г.

Бланк заявления содержится в приложении 1 к Протоколу от 11.12.09 (в ред. от 31.12.14). Этот же протокол определяет и порядок заполнения данного бланка.

Копии заполненного заявления направляются экспортеру в электронном или бумажном виде.

Источник: https://online-buhuchet.ru/uplata-kosvennyx-nalogov/

НДС как косвенный налог в 2024 году

НДС или налог на добавленную стоимость является одним из самых распространенных косвенных налогов. НДС как косвенный налог включается в состав цены практически каждого товара (услуги).

Что такое НДС

НДС или налог на добавленную стоимость является одним из самых сложный налогов, порядок расчета и уплаты которого регламентируется большим количеством нормативных актов. Все налоги можно разделить на прямые и косвенные. Под косвенными понимают отчисления на товары и услуги, установленные как надбавка к тарифу, либо стоимости товара. То есть производитель выпускает товары, после чего реализует их по стоимости, включая надбавку. Таким образов в адрес государства поступает соответствующая величина налога из выручки, Сам производитель в этом случае является сборщиком налога, а покупатель – плательщиком.

Косвенные налоги, уплачиваемые лицами, являются для как бы скрытыми. А прямые никак не замаскированы и взимаются открыто. НДС – это добавленная стоимость, а если говорить проще, то наценка на произведенный товар на определенный процент, установленный законодательством. И такая «добавленная» стоимость увеличивается с каждым этапом.

Порядок начисления НДС

Для большей наглядности, можно разобрать данный механизм на примере отслеживания этапов производства и реализации товара. На первом этапе определенное предприятие поставляет сырье производителю для изготовления товара. В этом случае уже при реализации данного сырья произошло образование первой «добавочной» стоимости. Ее в цену реализации включило предприятие, поставившее сырье. После этого производитель из полученного сырья изготовил товар, после чего упаковал его и реализовал торговой компании. Цена товара складывается из стоимости закупленного сырья, затрат производителя, прибыли производителя, а также НДС, добавленного производителем к своей цене. Теперь наступает очередь торговой компании, которая в свою очередь также увеличила стоимость товара и добавила к этой стоимости НДС. После этого товар поступает на прилавок магазина, в котором его приобретает конечный потребитель, уплачивая при этом НДС, учтенный на всех указанных этапах. Свою часть НДС также оплачивает каждый участник данной системы, а возмещает его при включении в стоимость реализации.

Пример начисления НДС

  1. Стоимость сырья – 120 рублей (в данную стоимость включен НДС по ставке 20%, то есть 20 рублей).
  2. Стоимость товара у производителя для торговой компании – 240 рублей (в данной стоимости НДС по ставке 20% составляет 40 рублей).
  3. Стоимость товара в торговой компании составляет 360 рублей (и НДС в данной стоимости по ставке 20% равен 60 рублей).

Производитель сырья оплачивает НДС в бюджет с суммы реализации, то есть 20 рублей. Производитель товара вправе принять к вычету «входной» НДС с сырья в размере 20 рублей, то есть уплатить в бюджет он должен будет 20 рублей (40 – 20). Торговая компания принимает НДС к вычету в сумме 40 рублей, а в бюджет должна будет оплатить 20 рублей (60-20).

Таким образом, путем уплаты НДС всеми участниками получается НДС в конечной стоимости товара.

Кто является плательщиком НДС

Основные плательщики НДС – это организации ИП, которые в качестве режима налогообложения выбрали ОСНО. К объектам начисления НДС относят следующие операции (146 НК РФ):

  • реализация товаров (работ, услуг), предметов залога, а также передача имущественных прав в РФ;
  • передача работ (товаров, услуг) для собственных нужд в РФ;
  • строительно-монтажные работы, выполняемые для собственных нужд;
  • ввоз товаров на территорию РФ.

При ввозе товаров, плательщиками НДС являются компании и предприниматели, даже если они применяют другие форму налогообложения, а не только НДС.

Ставки НДС

Одним из главных изменений 2020 года стало повышение ставки НДС до 20%. Следует вспомнить, что ставка НДС 20% действовала в РФ в период 1994 – 2004г, а два года, предшествующие данному периоду ставка была еще выше и равнялась 28%. В 2004 году ставка НДС была снижена до 18% и после этого не повышалась.

Для продуктов питания, а также детских товаров ставка НДС не изменилась, она так и осталась в размере 10%. Помимо этого, ставка 0% установлена для авиаперевозок в Крым и Севастополь до 2025 года. Такая же ставка предусмотрена и для авиаперевозок в Калининградскую область и регионы Дальневосточного федерального округа.

На 2020 год ставки НДС установлены в следующих размерах: 20%, 10% и 0%. Кроме этого предусмотрены расчетные ставки – 20/120%, 10/110% и 16,67%, используемые в зависимости от определенного вида операций.

Ставка НДС 20%

Двадцатипроцентная ставка НДС является общей и она применяется к большей части операций (164 НК РФ). По такой ставке облагаются все операции, не указанные в НК РФ в качестве оснований для применения иных ставок. До начала 2020 года данная ставка была равна 18% и она также применялась к большинству операций. Поэтом те операции, которые прежде облагались по ставке НДС 18%, с 2020 года облагаются по ставке 20%.

Ставка ндс косвенный налог

Важно! Могут быть и такие ситуации, при которых по одной сделке применяются разные ставки НДС. В данном случае необходимо будет правильно определить ставку НДС для конкретной операции.

Ставка НДС 10%

По ставке НДС 10% налог начисляют при реализации и ввозе отдельных товаров (реализации некоторых услуг). Пункт 2 статьи 164 НК РФ содержит перечень товаров и услуг, облагаемых по ставке 10%. К примеру, данная ставка применяется в случае реализации мед- и продовольственных товаров.

Ставка ндс косвенный налог

Важно! Десятипроцентную ставку НДС можно считать пониженной. Используется она для социально-значимых товаров и при реализации определенных услуг.

Ставка НДС 0%

Ставка НДС, равная 0% применяется при международных перевозках, экспорте, а также иных операциях, перечисленных в ст. 164 НК РФ. По большей части данная ставка предусматривается для экспортных операций, а также в случае перевозки пассажиров, багажа и товаров.

Расчетные ставки НДС

Расчетные ставки НДС применяют для начисления налога с предоплаты и иных случаях, при которых НДС уже включен, его из налоговой базы нужно извлечь. То есть он не начисляется сверх цены. Расчетные ставки 20/120 и 10/110 используются в тех случаях, когда НДС уже включен в налоговую базу. Все основные ситуации указаны в п. 4 ст. 164 НК РФ.

К примеру, при получении авансов, удержание НДС осуществляет налоговый агент. Ставка 10/110 или 20/120 применяется исходя из того, по какой ставке будет облагаться основная операция.

Ставка ндс косвенный налог

Важно! Расчетные ставки НДС применяются в том случае, когда надо вычислить НДС уже включенный в общую сумму платежа, а не когда требуется рассчитать налог. Применяются они, например, при получении предоплаты в счет будущих поставок товаров (оказанных в будущем услуг).

Расчетные ставки применяются также в том случае, когда налог в бюджет перечисляется налоговым агентом. В качестве еще одного случая можно выделить ситуацию, при которой происходит уступка денежных требований новым кредиторам. Ставки 10/110 и 20/120 отличаются друг от друга размером НДС, которым облагается товар (или операция). Если применялась льготная ставка, равная 10%, то в расчете используется вариант 10/110, а если 20% – то 20/120.

Ставка 16,67% является особой расчетной ставкой, применяемой в следующих случаях:

  • в случае реализации в качестве имущественного комплекса всего предприятия;
  • в случае оказания электронных услуг физлицам иностранными компаниями.

Налоговые агенты по НДС

Согласно ст. 161 НК РФ, существуют определенные ситуации, при которых даже лица, не обязанные уплачивать в бюджет НДС и отчитываться по нему, должны перечислять налог за своих партнеров. К ним относят такие ситуации, как:

  • получение поставок от иностранных лиц, которые не получили статус налогового резидента в РФ;
  • получение в аренду федеральных и муниципальных объектов;
  • реализация бесхозного имущества, конфиската, собственности, которая по суду должна быть реализована;
  • продажа судна, которое не поставлено на учет в Российском международном реестре;
  • продажа металлолома, шкур и макулатуры (за исключением субъектов на спецрежиме).

Ставка ндс косвенный налог

Важно! Налоговым агентом признается любой хозяйствующий субъект, выплачивающий вознаграждение нерезиденту, который не состоит на учете в ИФНС. Исключением являются налогоплательщики, применяющие спецрежимы (ЕНВД, УСН, ПСН и ЕСХН).

Обязанностью налогового агента является своевременное удержание из вознаграждения налоговое обязательство, которое положено нерезиденту, либо неплательщику НДС. Налог должен быть удержан в полном объеме, а после этого в ФНС необходимо представить письменное информирование в соответствии с 24 НК РФ.

Источник: https://buhland.ru/nds-kak-kosvennyj-nalog/

Косвенный НДС

Косвенные налоги при торговле со странами, входящими в Евразийский экономический союз (действующий ранее Таможенный союз)

Кто обязан предоставлять декларацию косвенному НДС и уплачивать косвенный НДС в бюджет? При ввозе в Российскую Федерацию товаров из стран ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизия) импортер (организации или индивидуальный предприниматель) обязан начислить и уплатить НДС. Обязанность по уплате НДС со стоимости ввезенных товаров, а так же подать декларацию обязаны российские организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют спецрежимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.)

Есть и такие, кто освобождается подачи декларации по косвенному НДС и уплате НДС в бюджет: Организации и индивидуальные предприниматели, которые не осуществляют импорт товаров на территорию РФ из государств-членов ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизия).

В какие сроки предоставляется декларация по косвенному НДС и уплачивается налог? Декларация по косвенному НДС подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных из стран ЕАЭС товаров. Уплата косвенного налога по НДС производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных из стран ЕАЭС товаров.

Куда предоставляется декларация по косвенному НДС и уплачивается налог? Декларация по косвенным налогам и заявление о ввозе товаров представляется по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.07.2010 № 69н и Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Что будет если не сдать декларацию по косвенному НДС или сдать с опазданием? Предусмотрены следующие виды ответственности за несвоевременное предоставление декларации по косвенным налогам: 1) Непредставление декларации в срок грозит штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ); 2) Просрочка за сдачу декларации более чем на 180 дней, размер штрафа составит до 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ). Вместе с декларацией по косвенным налогам необходимо представить в налоговую документы, перечисленные в п. 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов в ЕАЭС ( п. 6 письма Минфина России № 03-07-15/101 от 22 июля 2010 г.) За несвоевременную подачу таких документов предусмотрена ответственность как за непредставление документов, необходимых для налогового контроля.

Источник: https://fnkuchet.ru/stat/kos_nds

НДС и методики его расчетов

Тема НДС актуальна в наши дни не только для Украины, но и для всех стран, применяющих данный налог.

Для стран ЕЭС он был обязательным условием при вступлении в Союз. В Украине же он появился в связи с переходом на рыночные отношения. Существовавший до этого налог с оборота не отвечал требованиям вновь формируемого рынка. Введение НДС, обеспечило равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. То есть переход к косвенному налогообложению был обусловлен решением следующих задач:

Шестнадцатилетняя практика применения НДС показала, что в Украинском законодательстве имеются спорные моменты, «белые пятна», которые необходимо ликвидировать. Именно эти проблемы и призван решить Налоговый Кодекс Украины.

Сейчас НДС в нашей стране является вторым по значимости после налога с доходов.

Налог на добавленную стоимость является государственным налогом, взимающимся на всей территории Украины, формирующим государственный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.

В Украинском законодательстве налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. Согласно принятой классификации НДС входит в разряд общих налогов на потребление, к числу которых также относятся многоступенчатые и одноступенчатые налоги с оборота. Налоговой базой многоступенчатого налога с оборота служит валовая стоимость товаров на каждой стадии их движения от производства до конечного потребителя.

Одноступенчатые налоги — это, как правило, налоги с продаж на отдельных стадиях движения товара: в обрабатывающей промышленности, оптовой торговле, розничной торговле. Налог на добавленную стоимость вводится взамен вышеперечисленных разновидностей налога. НДС так же, как и налог с оборота, многоступенчатый, но отличается тем, служит лишь часть стоимости товаров и притом только новая, появившаяся на очередной стадии прохождения товара. Многоступенчатость предполагает обложение товаров при любом акте купли-продажи. Однако в отличие от налога с оборота, где многоступенчатость носит «каскадный характер» (т. е. налог накапливается на всех стадиях движения товара), из начисленной суммы »выходящего» НДС разрешается вычитать НДС, уплаченный на всех предыдущих стадиях движения товаров.

Налог на добавленную стоимость — косвенный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и кончая продажей потребителю. Объектом налога является добавленная стоимость — стоимость, которую, например, производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения, агент рекламы, парикмахер, фермер и т. д. добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые он приобрел для создания нового изделия или услуги.

Можно построить простейшую схему, в которой фигурируют так называемые исходные товары (И) — сырье, транспорт, рента, реклама и т. д. и выпускаемые товары (В). Добавленная стоимость (ДС) может быть рассчитана как сумма вы-плачиваемой заработной платы (V) и получаемой прибыли (m):

В то же время добавленную стоимость можно представить как разность сумм поступлений за проданную продукцию (В) и произведенных затрат (И).

При расчете НДС используются четыре метода его определения:

  • прямой аддитивный, или бухгалтерский;
  • косвенный аддитивный;
  • метод прямого вычитания;
  • косвенный метод вычитания, или зачетный метод по счетам (метод, первоначально принятый в ЕЭС).

Если условно обозначить ставку налога через R, то формулы расчета налога согласно перечисленным методам будут иметь вид:

1) R (V + m) = НДС; 2) RV + Rm = НДС; 3) R (В — И) = НДС; 4) RB — КИ = НДС.

Наибольшее распространение получил четвертый метод. Его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого применяется ставка к ее компонентам (затратам и произведенной продукции).Данный метод расчета НДС позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера.

Первый и второй методы расчета налога, т.е. методы, основанные на балансах, требуют определения прибыли. Но поскольку в балансах компаний совершенные операции по продаже не подразделяются на виды товарной продукции в соответствии с действующими ставками налога, а также не выделяются по видам товаров закупки, то становится ясным, что в этом случае применима лишь единая ставка на добавленную стоимость. Четвертый же метод позволяет использовать дифференцированную ставку налога. Что касается третьего метода, т.е. применения ставки налога к показателю, получаемому в результате вычитания затрат из стоимости выпускаемой продукции, то он так же, как первый и второй, удобен лишь для единой ставки налога. На практике для компаний представляется чрезвычайно неудобным рассчитывать добавляемую стоимость ежемесячно, поскольку покупки и продажи могут значительно колебаться во времени. Фирмы могут иметь большие запасы, которые изменяются в зависимости от сезонных колеба-ний. Таким образом, на сегодняшний день четвертый метод, или, как его еще иногда называют, «инвойсный», наиболее практичный. Налоговые обязательства могут рассчитываться еженедельно, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Этот метод позволяет наиболее полно охватить това-ры и использовать более чем одну ставку.

НДС охватывает все стадии производства и продажи продукции, включая стадию розничной торговли. Однако это совсем не обязательно. Налог на добавленную стоимость на стадии оптовой торговли — это промежуточный этап распространения его на последующие стадии движения товаров. НДС в сфере обрабатывающей промышленности и импорта — наиболее распространенное явление, позволяющее развивающейся экономике взимать налог по принципу возрастающей стоимости и способствовать приспособлению торговой сферы к системе зачета. Поскольку в большинстве случаев мелкий бизнес освобождается от налога, то «дефакто» НДС становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности. Сборщиком НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента акта продажи (НДС добавляется к продажной цене товара, но указывается отдельно). Из выручки он вычитает НДС, который был уплачен при покупке товаров. Разница между этими налогами выплачивается государству. Смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и других факторов производства.Продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета). Смысл этого механизма состоит в том, чтобы переложить налог на конечного потребителя. Последний выплачивает этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его. Поэтому НДС является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель.В отличие от прочих видов налога с оборота НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается с цены товаров. Расчетный показатель налога при продаже называется выходным налогом («НДС на выходе»). Налог, уплаченный при покупке товаров и услуг, носит название «НДС на входе». Последний налог подлежит зачету. В государственную казну перечисляется разница между этими двумя величинами.

В таблице 1 приведен пример действия НДС, если предположить, что ставка налога 15%.

Таблица 1 — Механизм действия НДС

Этапы движения товаров от производителя к конечному потребителю

Стоимость(исключая НДС), грн.

Стоимость, по которой продастся товар, грн.

Сумма, перечисляемая государству, грн.

Промышленник в обрабатывающих отраслях

Таким образом, из приведенного примера видно, что конечный потребитель уплатит за товар 46 000 грн, из которых 6 000 грн. представляет НДС, уплаченный государству покупателем в цене товара.

Так же можно рассмотреть и упрощенную схему расчета НДС, при прохождении товара от изготовителя сырья до конечного потребителя готовой продукции.

Как уже было сказано, базой для расчета налога выступает облагаемый оборот, которым является стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из следующих цен: свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых оптовых цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых розничных цен (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок) и тарифов, включающих в себя НДС.

Свободные рыночные цены формируются исходя из затрат, связанных с производством и сбытом продукции, и прибыли, учитывающей конъюнктуру рынка, качество и потребительские свойства товаров (работ, услуг). Предприятия реализуют товары (работы, услуги) по ценам, увеличенным на сумму НДС, рассчитанную по установленной ставке (20 %). В окончательном виде свободная (рыночная) цена реализации включает в себя полную себестоимость (издержки производства и обращения)этих товаров (работ, услуг); прибыль, акцизы (для подакцизных товаров) и НДС.

Основной функцией НДС является — фискальная (распределительная), т. е. реализуется главное назначение данного налога — формирование финансовых ресурсов государства (в среднем НДС формирует 13,5% бюджетов стран, где он применяется). При этом для НДС характерен ряд свойств:

  • фискальное — как было сказано, пополнение государственной казны;
  • регулирующее , осуществляемое через налоговый механизм;
  • стимулирующее , осуществляемое через систему льгот и предпочтений.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что сущность и назначение НДС сводятся к следующему: 1. стремление увеличить государственные доходы от налогов на потребление; НДС имеет потенциально широкую базу обложения; 2. предпочтение облагать расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров и услуг (плательщик НДС — конечный потребитель товаров и услуг)..

Роль НДС и методика исчисления

Изобретение налога принадлежит М. Лоре (Франция), который в 1954 г. описал схему его действия, способного заменить налог с оборота, функционировавший в тот период в стране. Такая необходимость была вызвана потребностью устранения «каскадного эффекта», присущего налогу с оборота. В 1968 г. осуществлено полное введение НДС во Франции. До этого в чистом виде налог не действовал ни в одной стране , но с 1968 г. его распространение приняло интенсивный характер. Этому способствовало принятие I и III Директив ЕЭС в апреле 1967 г., которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран-членов ЕЭС и устанавливали сроки его введения (до 1972 г.). Для стран, имеющих намерение в будущем вступить в сообщество, необходимым условием стало наличие функционирующей системы налога на добавленную стоимость. Подробные инструкции по применению НДС определены IV Директивой. Однако, до сих пор системы НДС в разных странах имеют существенные различия.

В период с 1967 г. по 1991 г. НДС был введен в 20 из 24 стран ОЭСР. Среди основных мотивов изменения налоговой системы стран в следующие:

  • НДС позволяет точно и быстро проводить налоговые операции с помощью совершенной техники и налаженной системы документооборота (без технического компьютерного оснащения использование системы НДС невозможно);
  • введение НДС — обязательное условие вступления страны в Общий рынок;
  • НДС более эффективен по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг;
  • НДС способен значительно увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами.

А по состоянию на 31 декабря 1993 года НДС взимался в 43 странах мира. Но в ряде ведущих стран он так до сих пор и не применяется. Так, например, попытка введения, НДС в США закончились жаркими дебатами в конгрессе и признанием нецелесообразности смещения налоговых «весов» в сторону косвенного налогообложения. При этом нужно отметить, что дебатам в конгрессе предшествовала кропотливая двухгодичная работа специалистов по анализу эффективности перехода к новой системе.

Рассмотрим подробнее функционирование НДС в различных странах.

Налог на добавленную стоимость занимает с точки зрения доходов второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны. Базой обложения НДС выступает стоимость, добавленная каждой стадии производства и реализации товаров и услуг, разница между выручкой и стоимостью закупок у поставщика. Ставка налога — 17,5%.

Не подлежат обложению следующие виды товаров и услуг: продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, оплата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.

Ведущим звеном бюджетной системы выступает налог на добавленную стоимость. Речь идет об общем налоге на потребление, который затрагивает все товары и услуги, потребленные или использованные на территории страны. Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от налога на добавленную стоимость освобождены. Лица, совершившие операции, относящиеся к экспортным, и уплатившие НДС, могут воспользоваться правом на возмещение. Импортные операции подлежат налогообложению согласно внутреннему праву. Уплата налога на добавленную стоимость определяется характером совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние налогоплательщика. Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Помимо розничной цены, сюда включаются все сборы и пошлины кроме НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. При продаже товара предприятие полностью компенсирует все свои затраты по уплате НДС и добавляет налог на вновь созданную на предприятии стоимость. Именно эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется в бюджет. Вся тяжесть налога ложится отнюдь не на предприятие, а на конечного потребителя данной продукции.

Во Франции функционируют четыре ставки налога на добавленную стоимость. Основная ставка налога в настоящее время равна 18,6%. Повышенная ставка — 22% применяется к некоторым видам товаров: автомобили, кино- и фототовары, алкоголь, табачные изделия, парфюмерия, отдельные предметы роскоши, например ценные меха. До недавнего времени повышенная ставка имела размер 33,33%. Пониженная ставка — 7% — установлена на товары культурного обихода. В это понятие входят книги. Самая низкая ставка — 5,5% — применяется для товаров и услуг первой необходимости. К этой категории относится большинство продуктов питания, кроме шоколада и алкогольных напитков, продукция сельского хозяйства, медикаменты, жилье, транспорт, туристические и гостиничные услуги, грузовые и пассажирские перевозки, зрелищные мероприятия, обеды для работников предприятий.

По данному налогу имеются значительные льготы. Так, ст. 25 финансового законодательства 1991 г. установлено, что предприятия могут освобождаться от уплаты налога на добавленную стоимость в том случае, если за предыдущий финансовый год их оборот не превысил 70 тыс. франков. В этом случае они пользуются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за отчетным.

Кроме этого, от НДС освобождаются:

  • деятельность государственных учреждений, направленная на осуществление административных, социальных, воспитательных, культурных и спортивных функций;
  • медицина и образование;
  • некоторые свободные профессии: частная преподавательская деятельность, частнопрактикующие врачи, люди, занимающиеся духовным творчеством.

Есть виды деятельности, где возможно освобождение от НДС. Точнее, налогоплательщику предоставляется возможность выбирать, что платить: НДС или подоходный налог. Это сдача в аренду помещений для экономической деятельности; финансовое и банковское дело; литературная, артистическая, спортивная деятельность; муниципальное хозяйство.

Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% — второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее время составляет 15%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке — 7%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов.

НДС в Германии имеет некоторые особенности. Так, предприниматель, у которого оборот за предыдущий календарный год не превысил 20 тыс. марок, а в текущем году не превысит 100 тыс. марок, освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость. Но, естественно, он лишается при этом и права возмещения сумм налога в выставленных на него счетах. Данный предприниматель является плательщиком подоходного налога, а не НДС. Он имеет право отказаться от положенного ему освобождения от НДС и вести налоговые расчеты на общих основаниях. Если предприниматель получает в календарном году доход не выше 60 тыс. марок, то он имеет право на регрессивное налогообложение и вносит в бюджет лишь 80% от расчетной суммы НДС. Предприятия сельского и лесного хозяйства освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Освобождены и товары, идущие на экс-порт.

Для налогообложения добавленная стоимость рассчитываются как разница между выручкой, полученной от продажи товаров или реализации услуг, и непосредственной себестоимостью этих товаров и услуг. Иначе можно сказать, что это разница между стоимостью товаров (имущества), которые поступают на предприятие в качестве сырьевых и вспомогательных материалов, и стоимостью данных товаров при их выпуске в качестве готовой продукции. Налог взымается с предпринимателя в пределах прироста стоимости, полученного товаром при переходах в рамках производственного или коммерческого циклов.

Обычная ставка налога на добавленную стоимость в Италии состав-ляет 19%. Но действуют и налоговые ставки со скидкой — 13, 9 и 4%. Со скидкой облагаются продовольственные товары, газеты, журналы. Вывоз товаров на экспорт, международные услуги и связанные с ними операции не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Из операций, осуществляемых на территории Италии, освобождаются от НДС операции по страхованию и выдаче кредитов, распространению акций и облигаций, расходы по медицинскому обеспечению, народному образованию, культуре, некоммерческие виды аренды, почтовые услуги, операции с золотом и иностранной валютой.

Важнейшее место в федеральной налоговой системе занимает налог на добавленную стоимость. Налог в последние годы имеет тенденцию к повышению. Так, в 1986 г., когда данный налог был введен в связи с вхождением Испании в ЕЭС, и до 1993 г. включительно ставка менялась с 12 до 15%. С 1994 г. НДС взымается по ставке 16%. Кроме основной, функционируют две пониженные ставки налога. Для продовольственных товаров, культурных и спортивных мероприятий, гостиничных и транспортных услуг применяется НДС в размере 7%. А для продуктов первой необходимости — хлеб, молоко, яйца, зерно, фрукты, овощи, лекарства, книги, газеты, муниципальное жилье — налог понижается до 4%.

Механизм взымания НДС известен и не нуждается в описании. Как и в большинстве стран, в Испании облагается внутренний оборот с освобождением экспортных операций. Не облагаются также медицинские услуги в больницах, финансовые, банковские и страховые операции, образование. В доходной части федерального бюджета сумма НДС равна 3533,8 млрд. песет, или 24,9%.

НДС в России является основным федеральным налогом и регулируется главой 21 части 2 Налогового Кодекса РФ от 19 июля 2000г. Налоговая база: 1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных ставок налога налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке 2. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить. 3. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов. В России применяются несколько видов ставок:

  • 0% — товары, помещаемые под таможенный режим; работы (ус-луги), осуществляемые в космическом пространстве и наземные, связанные с ними; драгметаллы при условии их добычи или производства налогоплательщиками; товары для пользования дипломатическим и приравненному к нему персоналу.
  • 10% — продовольственные товары: мясо и мясопродукты (исключая деликатесные), молоко и молокопродукты, зерновые, рыба живая (исключая ценные породы), море- и рыбопродукты (исключая деликатесные); некоторые товары для детей.
  • » 20% — товары (работы, услуги), не указанные в подпунктах 1 и 2 статьи 164.

Порядок исчисления налога:

1. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемые отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. 2. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога. 3. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. 4. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции. В России НДС стоит на первом месте среди других налогов по поступлению в бюджеты различных уровней. До принятия НК РФ НДС участвовал в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. С выходом же НК РФ и принятием бюджета РФ на 2001г. НДС поступает только в Федеральный бюджет в размере 100%.

С 1992 г. в Украине НДС, в частности, был введен по образцу французской налоговой системы. Стал одним из основных общегосударственных налогов. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налог регулируется Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.1997г. №168/97-ВР, с последующими изменениями и дополнениями. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются лицо, объем налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) которого в течение какого-либо периода из последних двенадцати календарных месяцев превышал 3600 необлагаемых минимумов доходов граждан. Объектами обложения являются операции плательщиков налога по:

  • продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, в том числе операции по оплате стоимости услуг по договорам оперативной аренды (лизинга) и операций по передаче права собственности на объекты залога заемщику (кредитору) для погашения кредиторской задолженности залогодателя;
  • ввозу (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины и получению работ (услуг), предоставляемых нерезидентами для их использования или потребления на таможенной территории Украины, в том числе операции по ввозу (пересылку) имущества по договорам аренды (лизинга), залога и ипотеки;
  • вывозу (пересылке) товаров за пределы таможенной территории Украины и предоставлению услуг (выполнению работ) для их потребления за пределами таможенной территории Украины.

Не является объектом налогообложения операции по:

  • выпуску (эмиссии), размещение в какой-либо форме ценных бумаг;
  • передача имущества арендодателя, который является резидентом, в пользование арендатору в соответствии с условиями договора аренды и его возвращения арендодателю после окончания действия договора аренды и уплата арендных платежей;
  • операции ипотечного кредитования;
  • предоставление услуг страхования и перестрахования;
  • обращение валютных ценностей;
  • предоставление услуг по инкассации, расчетно-кассового обслуживания, привлечения, размещения и возвращения денежных средств по договорам займа, депозита, вклада, страхования или поручения;
  • торговля долговыми обязательствами;
  • оплата стоимости государственных платных услуг;
  • выплата заработной платы, пенсий, стипендий, субсидий, дотаций;
  • передача основных фондов как взноса в уставной фонд юридического лица;
  • предоставление уполномоченными банками услуг по доверительному управлению фондами банковского управления.

Операции, освобожденные от налогообложения:

  • продажа продуктов детского питания молочными кухнями и специализированными магазинами;
  • продажа и доставка периодических изданий печатных средств массовой информации отечественного производства;
  • предоставление услуг высшего, среднего, профессионально-технического и начального образования;
  • продаже товаров специального назначения для инвалидов по перечню, установленным КМУ;
  • услуги по доставке пенсий и денежной помощи населению;
  • предоставление услуг по регистрации актов гражданского состояния;
  • продаже медицинских средств и изделий медицинского назначения;
  • предоставление услуг охраны здоровья;
  • продаже путевок на санаторно-курортное лечение и отдых детей;
  • предоставление услуг по перевозке пассажиров городским и пригородным транспортом;
  • приватизация государственного и коммунального имущества;
  • продаже или передаче в собственность новопостроенного жилья физическим лицам для его использования как места проживания;
  • предоставление благотворительной помощи;
  • другие операции.

База налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) определяется из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободных или регулированным ценам (тарифам) с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины, других налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением налога на добавленную стоимость, включаемых в цену товаров (работ, услуг) согласно законам Украины по вопросам налогообложения. В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых плательщику налога непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров (работ, услуг), проданных (выполненных, предоставленных) таким плательщиком налога. Для товаров, которые ввозятся (пересылаются) на таможенную территорию Украины плательщиками налога, базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость таких товаров, но не меньшая таможенной стоимости, указанной во ввозной таможенной декларации с учетом расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, перегрузку и страхование в пункте пересечения таможенной границы Украины, других расходов. Определенная стоимость пересчитывается в украинские гривни по валютному курсу Национального банка Украины, действовавшем на момент возникновения налоговых обязательств.

Для работ (услуг), которые выполняются (предоставляются) нерезидентами на таможенной территории Украины, базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость таких работ с учетом акцизного сбора, а также других налогов, сборов (обязательных платежей), а исключением налога на добавленную стоимость, включаемых в цену продажи работ согласно законам Украины по вопросам налогообложения. Определенная стоимость пересчитывается в украинские гривни по валютному курсу Национального банка Украины, действовавшему на момент возникновения налогового обязательства.

В случае, когда после продажи товаров (работ, услуг) осуществляется любое изменение суммы компенсации за продажу товаров (робот, услуг), включая перерасчет в случаях возвращения проданных товаров или права собственности на такие товары продавцу, а также в связи с признанием долга покупателя безнадежным в порядке, определенном законодательством Украины, налог, начисленный в связи с такой продажей, пересчитывается в соответствии с изменениями базы налогообложения. При этом продавец уменьшает сумму налогового обязательства на сумму излишне начисленного налога, а покупатель соответственно увеличивает сумму налогового обязательства на такую же сумку в период, в течение которого была уменьшена сумма компенсаций продавцу. В обратном порядке происходит пересмотр сумм налоговых обязательств при увеличении суммы компенсации продавцу.

Датой возникновения налоговых обязательств по продаже товаров (работ, услуг) считается дата, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, происшедших ранее:

  • — или дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет плательщика налога как оплата товаров (работ, услуг) , подлежащих продаже, а в случае продажи товаров (работ, услуг) за наличные денежные средства — дата их оприходования в кассе плательщика налога, а при отсутствии таковой — дата инкассации наличных средств в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога;
  • — или дата отгрузки товаров (валютных ценностей) или услуг с использованием торговых автоматов или другого подобного оборудования, не предусматривающего наличия кассового аппарата, контролируемого уполномоченным на это физически лицом ; датой возникновения налоговых обязательств считается дата выемки из таких торговых аппаратов или подобного оборудования денежной выручки.

Налоговая декларация по НДС является отчетным документом. Отчетный период равняется одному календарному месяцу или одному календарному кварталу, в зависимости от объема налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) за предыдущий календарный год. Определение налогового периода для каждого предприятия осуществляется на начало каждого предстоящего календарного года у учетом сданной налоговой отчетности за предыдущий календарный год.

— налог составляет 20% базы налогообложения;

— для оборота, включающего сумму налога на добавленную стоимость используется ставка 16,67 %.

— налог с нулевой ставкой применяется для операций:

  • поставки для заправки или снабжения морских (океанских), воздушных суден;
  • предоставления нерезидентам в аренду, чартер, фрахт морских или воздушных суден, используемых на международных линиях;
  • предоставление услуг по передаче авторских прав, лицензий, патентов;
  • предоставление услуг по организации рекламы за пределами Украины, культурной, образовательной, спортивной деятельности за границами Украины;
  • продажа услуг туризма резидентам на таможенной границе Украины;
  • предоставление транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов за границами таможенной границы Украины;
  • продажа перерабатывающим предприятиям молока и мяса живой массой с/х товаропроизводителями.

Не позволяется применение нулевой ставки налога к операциям по вывозу (экспорту) товаров (работ, услуг) в случае, когда такие операции освобождены от налогообложения на таможенной территории Украины.

Бюджетное возмещение НДС, согласно подпункту 7.7.3 п. 7.7 ст. 7 Закона №168, осуществляется в течение месяца после подачи декларации. Основанием для получения возмещения являются данные только налоговой декларации за отчетный период. Налоговая декларация вместе с приложениями к ней является основным, но не единственным для всех случаев документом, который необходимо подать в орган государственной налоговой службы для получения возмещения НДС. Срок получения заявленной к возмещению суммы НДС также не всегда равен одному месяцу, о чем свидетельствуют строки 23 и 25 самой налоговой декларации о НДС.

В связи с этими особенностями можно определить несколько видов возмещения НДС:

1. Экспортное возмещения НДС — применяется при осуществлении вывоза (пересылки) товаров (работ, услуг) за пределы таможенной территории Украины, в соответствии со ст. 8 Закона №168. При выполнении всех определенных статьей условий плательщик НДС имеет право получить экспортное возмещение в течение 30 календарных дней после подачи декларации с приложением 1 (Расчет экспортного возмещения).

2. Для операций по продаже товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке, на таможенной территории Украины порядок возмещения отрицательной разницы между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом регулируется Указом Президента Украины от 07.08.98 г. №857/98 «О некоторых изменениях в налогообложении». Возмещение осуществляется в течение месяца, следующего после месяца подачи декларации с Расчетом части бюджетного возмещения (приложение 3). Круг плательщиков НДС, имеющих право, согласно действующей редакции Закона №168, применять нулевую ставку на территории Украины, указан выше.

3. Если речь идет о бюджетном возмещении на общих основаниях, то имеется в виду статья 4 Указа Президента Украины от 07.08.98 г. №857/98 «О некоторых изменениях в налогообложении», в соответствии с которой отрицательная разница между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом зачисляется в погашение задолженности налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость, возникшей в прошлых отчетных периодах, а если задолженности нет — в уменьшение налоговых обязательств трех последующих отчетных периодов; если такое погашение не произошло, сумма НДС возмещается в течение месяца, следующего после подачи декларации за третий отчетный период после возникновения отрицательного значения налога.

Косвенные налоги являются важной составляющей налоговых доходов бюджета, имеющих огромное фискальное значение. В то же время косвенные налоги выполняют регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования. Значение косвенных налогов для отечественной экономики сложно переоценить.

Косвенные налоги относятся к общегосударственным налогам и действуют на всей территории Украины. С появлением НДС, акцизов и таможенных сборов в налоговой системе Украины косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В сводном бюджете Украины поступления от косвенных налогов являются основной частью налоговых доходов государства. Налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы. Проанализировав действующий механизм обложения косвенными налогами в Украине, стало очевидным, что косвенные налоги прочно вошли в налоговую систему Украины. Они, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. В целом налоги имеет позитивное значение, и тенденции их развития в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним и дальше сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Украине.

Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества — предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.

Налоговая реформа как основа для обеспечения экономического роста и расширения доходной части государственного бюджета, должна быть направлена на:

  • усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и неэффективных налогов;
  • ослабление общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, дальнейшего снижения ставок по основным государственным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
  • усиление стимулирующей функции налогов как инструмента расширения производства и роста инвестиционной активности;
  • упрощение налоговой системы за счет сокращения общего числа налогов и сборов, унификации действующих режимов исчисления и уплаты налогов и сборов.

Источник: http://service.systemgroup.com.ua/index.php?id=nds_ukr

Налоговые обязательства по НДС: что это такое и когда возникают?

Ставка ндс косвенный налог

Доходчиво о важном

Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, который включается в стоимость товара или услуги. Порядок его учета регламентирован в пятом разделе НКУ. По сути, здесь два главных действующих «лица»: НО и НК.

Налоговое обязательство (НО) — общая сумма налога, полученная или начисленная плательщиком в отчетном периоде. Это та сумма налога, которую субъект хозяйствования в своем налоговом учете начисляет на договорную стоимость с учетом наценки, которую он добавляет к товару, чтобы получить прибыль. Суммы НО, начисленные «сверху» на договорную стоимость товара — это средства, которые нужно отдать в бюджет. При этом уменьшить сумму НО отчетного периода плательщик налога имеет право на сумму НК, которая уплачена (начислена) в составе стоимости приобретаемых товаров/услуг. Таким образом, по итогам отчетного периода плательщик НДС перечисляет в бюджет сумму, которая составляет разницу между НО и НК.

Несмотря на то, что в теории НДС уплачивается за счет конечного покупателя, занимается расчетом и уплатой в бюджет этого налога именно продавец — плательщик НДС. Априори дальше будем говорить о плательщиках НДС, не забывая, правда, что бывают ситуации, когда начислять НО приходится и неплательщику НДС (ст. 208 НКУ, п. 180.2 НКУ, п. 3 п. 180.1 НКУ).

Для того, чтобы правильно рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, нужно четко определиться с тем, когда возникает необходимость начислять НО?

Как известно, обязательными элементами налога на добавленную стоимость, так же как и любого другого налога, являются:

объект обложения (ст. 185 НКУ);

Здесь, прежде всего, срабатывает одно очевидное правило:

если есть объект обложения НДС — есть обязанность начислять НО, а нет объекта — нет НО

Таким образом, об определении базы начисления, ставки налога (20 %, 0 % или 7 %) и прочих нюансах начисления НО (например, отнесение операции к необлагаемой (ст. 196 НКУ) или освобожденной от обложения НДС (ст. 197 НКУ) и т. д.) можно говорить только в том случае, когда есть повод для таких разговоров, а именно — есть объект обложения НДС.

Когда возникает объект (ст. 185 НКУ)

Общий случай . Прежде всего, объект налогообложения для начисления НО возникает при выполнении двух условий (п.п. «а» п. 185.1 НКУ):

(1) плательщик налога осуществляет операцию по поставке товаров/услуг и

(2) место такой поставки находится на таможенной территории Украины

То есть здесь речь идет об операциях, которые соответствуют термину «поставка» согласно пп. 14.1.185 и 14.1.191 НКУ, и такая поставка согласно ст. 186 НКУ осуществляется на территории Украины.

Например, при получении услуг от нерезидента, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, именно получатель таких услуг (резидент) обязан начислить НО (п.п. «б» п. 185.1 НКУ). В этом случае он фактически выступает налоговым агентом нерезидента и обязан начислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС по этим услугам, независимо от того, является получатель «нерезидентских» услуг плательщиком НДС или нет (п. 180.2 НКУ). Подробнее см. тематический номер «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 104.

Обратите внимание: к поставке товаров/услуг относятся также операции по безвозмездной передаче и по передаче права собственности на объекты залога заемщику (кредитору), на товары, передаваемые на условиях товарного кредита.

Кроме того, с целью налогообложения считаются поставкой операции по:

— передаче товаров/услуг в рамках договоров комиссии (консигнации), поручения, доверительного управления (п.п. «е» п.п. 14.1.191 НКУ);

— предоставлению услуг и/или передаче прав собственности на материальные активы по решению органа государственной власти или органа местного самоуправления (п.п. «а» п.п. 14.1.185 и п.п. «а» п.п. 14.1.191 НКУ);

— фактической передаче объекта финансового лизинга в пользование лизингополучателю/арендатору (возврат материальных активов согласно договору финансового лизинга) (п.п. «а» п. 185.1 НКУ, п.п. «а» п.п. 14.1.191 НКУ);

— передаче товаров (работ, услуг) при осуществлении общей (совместной) деятельности на отдельный баланс плательщика, уполномоченного договором вести учет результатов такой совместной деятельности (п.п. 196.1.7 НКУ, п.п. «г» п.п. 14.1.191, п.п. «г» п.п. 14.1.185 НКУ).

Кстати, в связи с тем, что для начисления НО первоочередную роль играет именно факт осуществления поставки, вызывает непонимание позиция налоговиков в отношении ошибочно полученных на банковский счет денежных средств. Так, фискалы считают, что в этом случае не начислять НО можно только при соблюдении двух условий: 1) денежные средства возвращены в течение 3 банковских дней — если виновник ошибочного перевода — банк и 5 банковских днейесли виновник — плательщик; 2) у плательщика нет договорных отношений с тем субъектом хозяйствования, который перечислил денежные средства (см. 101.04, 101.06 БЗ). Считаем, что здесь достаточно выполнения единственного условия — отсутствие договорных отношений между отправителем и получателем ошибочных средств. Ведь в таком случае денежные средства в принципе нельзя считать предоплатой,

поскольку отсутствует (!) поставка товаров/услуг (пп. 14.1.185 и 14.1.191 НКУ), а значит, попросту нет объекта обложения НДС (п. 185.1 НКУ)

И абсолютно никакого значения не имеет срок возврата (и даже невозврата) таких денежных средств. Подробно об этом можно прочесть в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 15, с. 14.

Аналогичную ситуацию наблюдаем при поступлении на текущий счет плательщику НДС средств в качестве возмещения ущерба за поврежденное или уничтоженное имущество. Налоговики и здесь видят базу налогообложения, расценивая такие средства как компенсацию стоимости поврежденного имущества (см. письмо ГФСУ от 07.07.17 г. № 1051/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, 101.07 БЗ). Хотя очевидно, что возмещение убытков не является операцией поставки товаров/услуг, а потому и нет никакого объекта обложения НДС (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 48, с. 26). К сожалению, убеждать в этом налоговиков, видимо, придется через суд. Правда, тут еще встает вопрос с начислением «компенсирующих» НО по «входящему» НДС (п. 198.5 НКУ), но это уже немного другая история. И в ней на первый план выходят исключения из общего правила: когда, по сути, поставка товара/услуг на территории Украины отсутствует, а начислять НО все равно приходится.

Условная поставка . Для целей налогообложения приравниваются к поставке товаров/услуг операции при:

1) аннулировании НДС-регистрации плательщика. Начисляем НО на остатки активов (п. 184.7 НКУ) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 64, с. 20);

2) использовании товаров/услуг и необоротных активов, по которым был отражен налоговый кредит, в необъектных, НДС-льготируемых или нехозяйственных операциях (п. 198.5 НКУ) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 61, с. 14);

3) невозврате возвратной (залоговой) тары. Если возвратная (залоговая) тара не возвращается отправителю в срок более 12 календарных месяцев с момента ее поступления, то получатель начисляет на ее стоимость НО (п. 189.2 НКУ);

4) ликвидации основных производственных или непроизводственных средств по самостоятельному решению плательщика, приводящей к начислению НДС (п. 189.9 НКУ п.п. «д» п.п. 14.1.191 НКУ).

Ввоз/вывоз товаров . Речь идет о внешнеэкономической деятельности: ввозе товаров на таможенную территорию Украины (п.п. «в» и п.п. «г» п. 185.1 НКУ). Причем с целью обложения НДС к операциям по ввозу товаров на таможенную территорию Украины и вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины приравнивается помещение товаров в любой таможенный режим, определенный Таможенным кодексом Украины. Подробно об экспорте/импорте см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 16, 2017, № 45, с. 5, 7.

Тут отметим, что если плательщик-резидент осуществляет внешнеэкономические операции импорта без ввоза и экспорта без вывоза (т. е. товар приобретается и продается за пределами территории Украины), то такие операции не являются объектом обложения НДС (не подпадают под объект налогообложения согласно п.п. «а» п. 185.1, п. 186.1 НКУ), поскольку место поставки товара в таком случае находится за пределами таможенной территории Украины.

Услуги международных перевозок . Объектом налогообложения являются операции по предоставлению услуг по международным перевозкам пассажиров и багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским и речным и авиационным транспортом (п.п. «е» п. 185.1 НКУ). При этом, как предусмотрено подпунктом «а» подпункта 195.1.3 НКУ, международные перевозки грузов, пассажиров и багажа железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным транспортом облагаются НДС по ставке 0 %. Для целей этого подпункта перевозка считается международной, если она осуществляется по единому международному перевозочному документу. Подробно о международных перевозках см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 38.

Итак, что такое НО и когда они возникают — в общих чертах мы разобрались. Но это — верхушка айсберга. Давайте разбираться дальше — в следующей статье рассмотрим не менее важный вопрос — насколько связаны выписка НН и начисление НО.

  • Налоговые обязательства возникают там, где есть объект обложения НДС.
  • По общему правилу объект обложения НДС возникает при условии осуществления плательщиком поставки товаров, работ (услуг) с местом поставки на территории Украины.
  • В качестве исключения, когда как таковой поставки на территории Украины нет, но объект налогообложения есть, — можно привести условные поставки. Отдельный объект — ввоз/вывоз товаров, услуги по международной перевозке.

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2017/september/issue-72/article-30234.html

Internews.ru - Интернет журнал
Добавить комментарий

8 − семь =