Обязаны ли сообщать потребителям о переходе на усн


Переход на УСН и обратно — уведомление требуется?

Упрощенная система налогообложения (УСН или единый налог) представляет собой один из налоговых режимов, ориентированный на представителей малого и среднего бизнеса, и подразумевает особый порядок уплаты налогов. Именно поэтому данную систему применяют как вновь созданные предприятия, так и организации, ранее применявшие другие режимы налогообложения. В данной статье мы остановимся на вопросах перехода и возврата с УСН. Каков порядок и условия перехода на УСН? Как вернуться на ОСН и какие при этом могут возникнуть сложности?

Упрощённая система налогообложения (УСН) была введена в действие Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ. УСН регламентируется гл. 26.2 НК РФ и представляет собой специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки, а также облегчение и упрощение ведения налогового и бухгалтерского учета. В большинстве своем УСН применяется индивидуальными предпринимателями и бизнесменами, имеющими отношение к малому бизнесу.

  • упрощенное ведение бухгалтерского и налогового учета;
  • упрощенное налогообложение: доход 6% или доход минус расход 15%, три налога заменяются на один, а ИП не платит НДФЛ;
  • упрощенная отчетность, декларация по УСН подается 1 (один) раз в год.

01. Переход на УСН: требуется уведомление

Процедура перехода на упрощенку предусматривает 2 варианта:

  • переход одновременно с регистрацией организации (ИП);
  • переход с иных режимов налогообложения

Обязаны ли сообщать потребителям о переходе на усн

Важно! С 1 января 2013г. переход на УСН носит уведомительный характер. Это означает, что если Вы решили применять УСН, то об этом в обязательном порядке необходимо уведомить налоговый орган.

Рекомендуем!  Регистрация права собственности на земельный участок в 2019 году

Обязаны ли сообщать потребителям о переходе на усн

Для применения УСН необходимо одновременное выполнение трех условий (ст. 346.13 НК РФ):

  1. Доходы налогоплательщика не должны превысить 150 млн. руб. по итогам налогового периода;
  2. Средняя численность сотрудников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек. Средняя численность сотрудников организации включает:среднесписочную численность сотрудников, среднюю численность внешних совместителей, среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера;
  3. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 150 млн.руб., данное условие не распространяется на ИП.

Не имеют право на применение упрощенной системы налогообложения или теряют это право:

  • По итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы превысили 112,5 млн. рублей
  • Доля участия других организаций превышает 25%
  • Организации, имеющие филиалы или представительства
  • Банки, Страховщики, Негосударственные пенсионные фонды и др. (ст. 346.12 НК РФ)

02. Уход с УСН: требуется уведомление

Уходите с УСН? При возврате с УСН на ОСН возможно следующие ситуации:

  • Принудительный переход осуществляется в случае, если организация нарушила, хотя бы одно из условий применения УСН;
  • Добровольный переход осуществляется в случае, если организация самостоятельно приняла решения о переходе на ОСН.

Обязаны ли сообщать потребителям о переходе на усн

Важно! При переходе с одной системы на другую могут возникнуть сложности с налогообложением из-за того, что сама дата перехода граничит с отчетным периодом. Вся недополученная выручка будет включена в налоговую базу общего режима, независимо от того, когда была отгружена продукция.

В обоих случаях организации (ИП) обязаны уведомить налоговую инспекцию о смене налогового режима:

  • Добровольный переход. При переходе с упрощенки необходимо подать в налоговую уведомление по форме 26.2-1 до 1 февраля года, в котором планируется принять другую систему налогообложения (п.6 ст 346.13 НК РФ);
  • Потеря права применения спецрежима в середине года. В данном случае необходимо сообщить в ИФНС о данном факте по форме 26.2-2 в течение 15 календарных дней с момента окончания квартала (п.5 ст.346.13 НК РФ);
  • Прекращение вида деятельности на УСН, не закрывая фирмы. Если Вы решили прекратить деятельность на УСН, то следует подать уведомление по форме 26.2-3 в течении 15 дней с момента прекращения деятельности в налоговую (п.8 ст.346.13 НК РФ). Кроме этого Вам также придется представить декларацию не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем подачи уведомления (п.2 ст.346.23 НК РФ). Сообщить в инспекцию о прекращении деятельности на УСН надо только в том случае, если этот спецрежим больше не применяется ни по одному из видов деятельности. Такое разъяснение содержится в письме Минфина России от 13.01.14 № 03-11-11/259. Форма уведомления о прекращении предпринимательской деятельности на УСН утверждена приказом ФНС России от 02.11.12 № ММВ-7-3/[email protected]

04. Уход с УСН: когда НЕ требуется уведомление

Налогоплательщики часто направляют уведомление о прекращении деятельности на УСН, когда в этом нет необходимости:

  • Прекращение одного из нескольких видов деятельности. Если УСН применяется для всей организации, то в случае прекращения одного вида деятельности уведомление в ИФНС подавать не стоит;
  • Временная приостановка деятельности;
  • Отсутствие доходов и приостановление деятельности не означает прекращение применения спец. режима УСН. Поэтому в данной ситуации налоговую уведомлять не нужно;
  • Переход на ЕНВД. В некоторые случаях организация имеет право применять ЕНВД и совмещать два режима налогообложения. В данном случае уведомлять налоговую не нужно. При этом в конце года необходимо отчитаться не только по ЕНВД, но и по УСН;
  • Ликвидация компании. При ликвидации организации в ИФНС подаются документы, на основании которых организация снимается с учета. Отдельно сообщать об уходе с УСН нет необходимости. Если организации не сообщают в налоговую инспекцию об утрате своего права применять упрощенную систему налогообложения или нарушают сроки предоставления сообщения, они могут быть оштрафованы.

05. Применение УСН без уведомления

НК РФ установлен прямой запрет на применение УСН без подачи уведомления (ст. 346.12 НК РФ). Организация не вправе применять упрощенную систему организации и ИП, если она не уведомила о переходе на этот спецрежим в сроки, установленные ст. 346.13 НК РФ. Практика говорит о том, как ведет себя налоговая инспекция в таких случаях и какую сторону занимает суд.

  1. 08.06.2009 ИП зарегистрирована в Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области. С момента постановки на налоговый учет отчитывалась по ЕНВД по виду деятельности «розничная торговля, осуществляемая в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров».
  2. 19.12.2013 в ЕГРЮЛ внесены изменения в части дополнения вида деятельности — «деятельность столовых при предприятиях и учреждениях, деятельность баров, деятельность ресторанов и кафе, поставка продукции общественного питания».
  3. 17.04.2015 заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2014 год с объектом налогообложения «доходы».
  4. 17.07.2015 ИФНС письмом сообщила заявителю о том, что представленная им декларация остается без исполнения в связи с тем, что не подано заявление о переходе на УСН.
  5. 24.08.2015 ИП в ИФНС представлено уведомление о переходе с 01.01.2014 на упрощенную систему налогообложения и запрос о подтверждении факта применения УСН.
  6. 25.08.2015 ИФНС направила уведомление о непредставлении отчетности по НДС и НДФЛ и принято решение о приостановлении операций по счетам в банке.
  7. 26.08.2015 ИФНС направила сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН. Одновременно ИФНС выявила недоимку по авансовым платежам по УСН, в связи с чем выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов. Требования не были исполнены добровольно, ИФНС приняты решения о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и выставлены поручения на списание денежных средств; денежные средства списаны с расчетного счета и отражены налоговым органом в лицевом счете налогоплательщика.
  8. 31 марта 2016 решением АС Московской области требования ИФНС отменены, подтверждены постановлением 10 арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2016 года, постановлением АС Московского округа 29.11.16. Суды исходили из того, что отсутствие заявления налогоплательщика о переходе на УСН при наличии обстоятельств, свидетельствующих о применении данной системы налогоплательщиком и признании данного факта налоговым органом, не влечет запрета в применении спорной системы налогообложения. ИФНС фактически признан факт применения заявителем УСН, поскольку выявлена недоимка, выставлены требования об уплате.
    Источник — Постановление по делу № А41-92205/2015.
  1. 28.08.2002 Регистрация ООО, система налогообложение ОСН. Лесозаготовки
  2. 05.12.2005 Подано уведомление о применении УСН (доходы минус расходы).
  3. 25.12.2007-24.06.2012 Учредителем ООО становится другое юридическое лицо с долей 100%,
  4. 24.02.2016 ИФНС в адрес ООО направлено сообщение, которым уведомлено о несоответствии требованиям применения УСН.
  5. 28.09.2016 ИФНС начата выездная налоговая проверка.
  6. 05.05.2017 Решение ИФНС – штрафные санкции. Доначислен НДС в сумме 3964 тыс. рублей, НП в сумме 1416 тыс. рублей, пени НДС в сумме 943 тыс.руб, НП в сумме 298 тыс. руб. Неуплата НДС в виде штрафа в сумме 149 тыс. руб, неуплата НП в виде штрафа в сумме 67 тыс. рублей. Непредставление налоговых деклараций по НП, по НДС, по налогу на имущество организаций в виде штрафа в общей сумме 268 тыс. рублей
  7. 03.07.2017 Управление ФНС по Смоленской области — решение инспекции оставлено без изменения.
  8. 12.09.17 АС Смоленской области — отказ ООО в оспаривании решения ИФНС, отказ в принятии обеспечительных мер (списание со счета). Основание — Обществом не соблюден порядок начала применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2013 года. То обстоятельство, что Обществом представлялись налоговые декларации по УСН и со стороны Инспекции никаких замечаний не имелось, не может быть признано иным обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, так как Инспекция до начала выездной налоговой проверки уведомила Общество о допущенных нарушениях, однако Общество самостоятельных мер по устранению нарушений не приняло.
  9. 25.10.2017. 20 АС (г. Тула) — определение АС Смоленской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
  10. 29.11.2017. 20 АС (г. Тула) — решение АС Смоленской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Ходатайство заявителя о допросе учредителя общества в качестве свидетеля судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации показания данного лица, в любом случае, не могли быть признаны допустимым доказательством уведомления ООО налоговый орган о применении УСН, поскольку по смыслу положений подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12НК РФ такое уведомление должно быть в письменной форме. Более того, данное лицо является заинтересованным.
  11. 21.03.2018. АС Центрального округа. Решение АС Смоленской области от 12.09.2017 и постановление 20 АС от 29.11.2017 по делу NoА62-5153/2017 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в АС Смоленской области. Основание — была нарушен пункт 26.9 Инструкции по делопроизводству в АС № 100.
  12. 05.07.2018. АС Смоленской области — отказ ООО в оспаривании решения ИФНС, отказ в принятии обеспечительных мер (списание со счета). При новом рассмотрении дела заявитель представил дополнительные пояснения, в которых указал на то, что согласно п. 1.5. Приказа ФНС России от 02.11.2012г. № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» утверждена форма №26.2-5 «Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения». Однако, в течение трех последовательных отчетных периодов (с 01.01.2013 г. по 31.12.2015 г.) указанное сообщение по форме 26.2-5 в адрес заявителя не направлялось, что свидетельствует о выполнении Обществом обязанности по уведомлению налогового органа о применении упрощенной системы налогообложения. Инспекция в дополнительных пояснениях указала на то, что Обществом не соблюден порядок начала применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2013 года. В случае, если бы ООО в соответствии с требованиями налогового законодательства, обнаружив факт неправомерного применения УСН, действительно направило в адрес налогового органа соответствующие уведомление об утрате права на применение УСН, а также о применении УСН с 2013 года, оно должно было также уточнить свои налоговые обязательства не менее чем за три предыдущих налоговых периода и представить соответствующие налоговые декларации по общей системе налогообложения. Обществом за период с 01.01.2006 по 31.12.2016 не представлено ни одной налоговой декларации, подлежащей представлению при применении общей системы налогообложения.
  13. 03.09.2018. 20 АС (г. Тула) — определение АС Смоленской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Апеллянт обращает внимание, что инспекция в установленные законом сроки и в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации не сообщала обществу об отсутствии уведомления о переходе на УСН, не истребовала дополнительные документы и сведения, не получила объяснения, не указала на отсутствие объекта налогообложения. Заявитель полагает, что вывод суда об отсутствии документального подтверждения факта подачи заявителем уведомления о применении УСН на основе устных утверждений заинтересованным лицом, не подтвержденных документально, является нарушением норм процессуального права, поскольку обязанности по доказыванию факта недобросовестности и представлению соответствующих доказательств возлагаются на налоговый орган, именно он должен доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Оспаривая факт подачи обществом уведомления о переходе на УСН, инспекция не представила в суд Журнал учета документов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 21.06.2010 № ММВ-7-3/[email protected] «Об информационном ресурсе «Журнал учета поступающих от налогоплательщиков документов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения». Податель жалобы считает, что суд первой инстанции не учел, что в случае уплаты обществом налога по УСН с 2013 года без предоставления соответствующего уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, инспекция обязана направить ему сообщения о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему по форме No 26.2-5. Кроме того, суд не учел, что подача в инспекцию деклараций с применением УСН за 2013 год, а позднее еще двух налоговых декларации (за 2014 и 2015 годы) по этой же системе налогообложения, прямо свидетельствует о выборе налогоплательщиком УСН. По мнению заявителя жалобы, доводы налогового органа не опровергают того обстоятельства, что в течение длительного времени инспекция, осведомленная о применении заявителем УСН, не осуществляла установленных законом действий по понуждению налогоплательщика к уплате налогов в соответствии с общей системой налогообложения. Таким образом, фактическое признание инспекцией права на применение налогоплательщиком УСН в течение 2013-2015 годов опровергает доводы инспекции об отсутствии в налоговом органе уведомления налогоплательщика о применении УСН, поданного в установленный срок. В свою очередь, налоговым органом не оспаривается проведение камеральной проверки деклараций за 2013-2014 годы и отсутствие факта вынесения акта по ее итогам в связи с неправомерным применением УСН и с неуплатой налогов по общей системе налогообложения. В свою очередь, инспекцией не заявлено о выявлении ошибок и противоречий в представленных обществом в спорный период декларациях за 2013 и 2014 годы, что исключает возможность запрашивать у него документы по финансово-хозяйственной деятельности. Более того, в силу пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации при заявлении о применении налогоплательщиком УСН не возлагает на последнего представление им в налоговый орган каких-либо документов. Ссылается на то, что сведения об изменениях в составе участников заявителя были известны налоговому органу с момента внесения изменений в учредительные документы, т.е. с 2012 года. Следовательно, утверждение налогового органа, что в течение 2015 года единственным участником заявителя являлось ООО с долей 100% ошибочно и свидетельствует о низкой степени внутреннего контроля в самом налоговом органе.
  14. 06.12.2018. АС Центрального округа. Решение Арбитражного суда Смоленской области и постановление 20 АС оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО без удовлетворения.
  15. 02.07.2019 ВС РФ решение АС Смоленской области от 05.07.2018, постановление 20 АС от , постановление АС Центрального округа по делу No А62-5153/2017 отменить. Требование ООО удовлетворить. Судами не учтено следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 7Федерального закона от24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» данный специальный налоговый режим установлен в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. Применение субъектами малого и среднего предпринимательства упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, а не разрешительный характер: правовое значение уведомления, направляемого согласно пунктам 1и2 статьи 346.13 Налогового кодекса организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на УСН, состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты. Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 16.07.2004 No 14-П, определение от12.07.2006 No266-О), в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18 Конституции Российской Федерации, механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно -надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения. Если, осуществляя налоговый контроль, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3)Конституции Российской Федерации недопустимо. В решениях Конституционного Суда Российской Федерации также неоднократно отмечалось, что в силу требований статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19и 55 (части 2и 3) Конституции Российской Федерации применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (в том числе определения от 03.03.2015 No 417-О, от02.04.2015 No 583-О). Принимая во внимание изложенное, принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки не может выступать самостоятельной целью налогового контроля, а при возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер. Налоговые органы, обладающие сведениями о нарушении налогоплательщиком процедуры начала применения УСН хозяйствующим субъектом, обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (пункт 2 статьи 22, подпункты 1и 5 пункта 1 статьи 31, пункт 2 статьи 32Налогового кодекса).Общество в проверяемом периоде соответствовало критериям для лиц, имеющих право на применение УСН, установленным в статье 346.12 Налогового кодекса, за исключением требования об уведомлении налогового органа. Таким образом, в случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены. Аналогичная правовая позиция выражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2и 26.5Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018 (пункт 1), постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 No 563/10. При рассмотрении дела суды установили, что общество применяло УСН с 2006 года, в течение всего периода времени, в том числе в охваченный налоговой проверкой период (2013-2015 гг.), сдавало налоговую отчетность по УСН, исчисляло и уплачивало налоговые платежи по данному специальному налоговому режиму без каких-либо возражений со стороны налогового органа. Об изменениях в составе участников общества и утрате в связи с этим возможности применения УСН налоговому органу было известно с момента внесения изменений в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц (в период 2007-2012 гг.). Инспекция, обладая сведениями о применении хозяйствующим субъектом УСН с нарушением процедуры, длительное время не требовала от общества представления отчетности по общей системе налогообложения и в течение всего охваченного налоговой проверкой периода не направляла обществу сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения, предусмотренное приказом Федеральной налоговой службы от 02.11.2012 NoММВ-7-3/[email protected] Такое сообщение направлено обществу только в 2016 году в преддверии начала выездной налоговой проверки. Следовательно, осуществляя хозяйственный учет в качестве налогоплательщика, применяющего УСН, исчисляя и уплачивая данный налог, представляя по нему налоговую отчетность после устранения нарушения, предусмотренного подпунктом 14 пункта 3 статьи346.12 Налогового кодекса, общество своими действиями подтвердило волеизъявление продолжать использовать специальный налоговый режим .В то же время инспекция как орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, будучи осведомленной об изменении состава участников общества в прошлом и несоблюдении обществом порядка начала применения УСН, продолжила без каких-либо возражений принимать налоговые декларации за 2013-2015 годы, констатировала отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах по их завершении, то есть осуществляла налоговое администрирование общества как плательщика налогов по УСН. При таких обстоятельствах, сама по себе неподача обществом повторного уведомления о намерении продолжать уплачивать налог по УСН с 2013 года в данном случае не могла служить основанием для принятия инспекцией решения об отсутствии у налогоплательщика права на применение данного налогового режима. Действия инспекции, выразившиеся в переводе общества на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки за 2013-2015 годы по основанию неподачи нового уведомления о применении УСН, по существу, привели к принудительному изменению условий налогообложения субъекта предпринимательства в худшую для налогоплательщика сторону вопреки его волеизъявлению в ситуации, когда допущенное обществом нарушение (отсутствие поданного уведомления) являлось формальным, не вызвало реакции со стороны инспекции в разумные сроки и не привело к неполноте уплаты налогов, либо затруднениям в налоговом администрировании, что неотвечает требованиям пункта 1 статьи 7 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства и пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса. В сложившейся ситуации инспекция утратила право ссылаться на подпункт19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса в обоснование изменения статуса налогоплательщика и положения данной нормы не могли служить основанием для доначисления налогов по общей системе налогообложения.

Итак, мы рассмотрели порядок перехода на УСН, условия ее применения, также остановились на аспектах, связанных с возвратом на ОСН с УСН и детально изучили вопрос необходимости уведомлять о переходе налоговую инспекцию.

Таким образом, мы рекомендуем внимательно относиться к вопросу перехода, применения и возврата с УСН, вовремя уведомлять налоговую во всех необходимых случаях, а также стараться максимально закрыть все незаконченные обязательства при смене налогового режима. А если уж случилась ситуация, похожая с описанными, используйте практику.

Бухгалтерские услуги для ООО и ИП от Фирммейкер, январь 2014, ежегодно актуализируетсяАлина МаринаПри использовании материала ссылка на статью обязательна

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/usn-perehod

Порядок и условия начала и прекращения применения УСН

Как можно перейти на УСН?

Переход на УСН осуществляется ЮЛ и ИП добровольно в уведомительном порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК.

В какие сроки подается уведомление о переходе на УСН?

ЮЛ и ИП, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения ЮЛ или месту жительства ИП не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.

Если налогоплательщик опоздал с подачей уведомления о переходе на УСН, то он сможет перейти на данный спецрежим не раньше следующего налогового периода, на основании уведомления, представленного в установленный срок.

Уведомление подается по форме № 26.2-1, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/[email protected]

Уведомление о переходе на УСН может быть подано в электронном виде. Порядок электронного документооборота утвержден приказом ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/20. Формат заявления утвержден приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/[email protected]

ЮЛ и ИП в уведомлении о переходе на УСН должны указать выбранный объект налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 346.13 НК). Кроме того, организации в уведомлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года и остаточной стоимости основных средств по состоянию на 1 октября года, в котором подается уведомление.

Налогоплательщики, применяющие УСН, до окончания налогового периода не вправе самостоятельно отказаться от применения УСН и перейти на иной режим налогообложения, за исключением требований, установленных гл. 26.2 НК, при нарушении которых утрачено право на применение УСН.

Вновь созданные ЮЛ и вновь зарегистрированные ИП вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. Датой постановки на учет является дата, указанная в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК. В этом случае ЮЛ и ИП вправе применять УСН с даты постановки их на учет в налоговом органе.

30 календарных дней для представления уведомления о переходе на УСН начинают течь со следующего дня после даты постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 6.1 НК).

Организация встала на учет в налоговом органе 10 марта 2015 года. Если налогоплательщик изъявит желание применять УСН, то уведомление нужно подать в инспекцию не позднее 9 апреля 2015 года.

При этом применять УСН налогоплательщик будет с 10 марта 2015 года, т.е. с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет российской организации в налоговом органе.

Может ли налогоплательщик перейти на УСН, если уведомление о переходе на УСН подано с нарушением срока (позже установленного срока)?

Нет. В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК не вправе применять УСН ЮЛ и ИП, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные п. 1, п. 2 ст. 346.13 НК. Следовательно, если уведомление о переходе на УСН подано позже установленного срока, налогоплательщик не вправе применять УСН.

Каков порядок перехода на УСН с ЕНВД?

Налогоплательщики, применяющие ЕНВД, могут перейти на УСН в течение календарного года. Существует несколько случаев, когда такой переход возможен.

1. ЮЛ и ИП, которые прекратили до окончания текущего года осуществлять деятельность, облагаемую ЕНВД, и начали осуществлять иной вид деятельности, могут в отношении этой новой деятельности применять УСН в порядке абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК. В данном случае налогоплательщики вправе перейти на УСН начиная с месяца, в котором прекращена их обязанность по уплате ЕНВД (письма Минфина России от 28.01.2013 N 03-11-11/32, от 12.09.2012 N 03-11-06/2/123, ФНС России от 25.02.2013 N ЕД-3-3/[email protected]).

Для осуществления такого перехода ЮЛ и ИП следует представить в налоговый орган

  • Заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти рабочих дней со дня прекращения деятельности (абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК)
  • Уведомление о переходе на УСН (абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК)

В данном случае уведомления о переходе на УСН следует представить в налоговый орган в срок, предусмотренный п. 2 ст. 346.13 НК для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных ИП, – в течение 30 календарных дней с начала того месяца в котором прекращена обязанность по уплате ЕНВД (письмо Минфина России от 12.09.2012 N 03-11-06/2/123).

2. ЮЛ и ИП могут перейти на УСН, если они перестали соответствовать условиям применения ЕНВД, установленным п. 2 ст. 346.26 НК. Например, организация занималась оказанием автотранспортных услуг, но количество ее автомобилей превысило 20 единиц (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК).

Если налогоплательщик ЕНВД, утративший право применять данный налог в связи с превышением физических показателей, применял по иным видам предпринимательской деятельности УСН, он вправе с начала того месяца, в котором перестал быть налогоплательщиком ЕНВД в отношении указанных видов предпринимательской деятельности или отдельных объектов по этим видам деятельности, применять УСН при условии соблюдения ограничений, установленных гл. 26.2 НК (письмо Минфина от 08.08.2013 N 03-11-06/2/32078).

Если налогоплательщик изменил место нахождения (жительства), необходимо ли подавать вновь заявление о переходе на УСН?

Нет. В случае регистрации в ИФНС в связи с изменением места нахождения (места жительства) подавать заявление о переходе на УСН по новому месту учета не нужно. Положения гл. 26.2 НК этого не требуют (письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-11-11/111, письмо ФНС России от 07.04.2010 N 3-2-07/20).

В каких случаях налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН?

Налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК.

Если налогоплательщик применяет одновременно УСН и ПСН, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения лимита доходов для применения УСН (60 млн.руб.), учитываются доходы по обоим указанным спецрежимам (абз. 2 п. 4 ст. 346.13 НК).

Если налогоплательщик одновременно применяет УСН и ЕНВД, то при определении размера своего дохода он не включает в него поступления от деятельности, переведенной на ЕНВД (письмо Минфина России от 08.08.2013 N 03-11-06/2/32071).

С 01.01.2013 года величина предельного размера доходов налогоплательщика, не превышающая 60 млн. рублей, ограничивающая право на применение УСН, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор (пп. в п. 11 ст. 2, ч. 1 ст. 9 ФЗ N 94-ФЗ, абз. 4 п. 4 ст. 346.13 НК, ч. 3 ст. 2, ч. 1 ст. 4 ФЗ от 19.07.2009 N 204-ФЗ).

В целях применения УСН коэффициент-дефлятор на 2013 год равен 1 (п. 4 ст. 8 ФЗ N 94-ФЗ). Коэффициент-дефлятор на 2014 год установлен в размере 1,067 (приказ Минэкономразвития от 07.11.2013 N 652).

Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 346.25 YК, не превысили 60 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным п. 3 и п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК, такой налогоплательщик вправе продолжать применение УСН в следующем налоговом периоде (п. 4.1 ст. 346.13 НК).

В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Для налогоплательщиков УСН предельный размер доходов за налоговый (отчетный) период 2014 года не должен превышать 64,020 млн. руб. (60 млн.руб. * 1,067).

В какой срок налогоплательщик обязан сообщить о переходе на иной режим налогообложения?

Налогоплательщик, утративший право на применение УСН, обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором допущено превышение установленного п. 4 ст. 346.13 НК дохода и (или) несоответствие установленным п. 3 и п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК требованиям (п. 5 ст. 346.13 НК).

Сообщение об утрате права на применение УСН подается по форме № 26.2-2, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/[email protected]

Сообщение может быть подано в электронном виде. Порядок электронного документооборота утвержден приказом ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/20. Формат заявления утвержден приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/[email protected]

ООО «АВС» потеряло право на применение УСН в сентябре 2014 года, превысив величину предельного размера дохода.

Организация считается перешедшей на ОСН с 01.07.2014 года. Следовательно, ООО «АВС» с 01.07.2014 года должно начать вести бухгалтерский и налоговый учет, как вновь созданная организация. При этом пени и штрафы по налогам, которые организация должна была бы уплатить за все месяцы 3 квартала 2014 года, взыскиваться не будут (п. 4 ст. 346.13 НК). Кроме того, до 15.10.2014 года ООО «АВС» обязано сообщить в налоговый орган по месту регистрации о переходе на ОСН.

Когда налогоплательщик, применяющий УСН, может перейти на иной режим налогообложения?

В соответствии с п. 6 ст. 346.13 НК налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения. Уведомление подается по форме N 26.2-3, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/[email protected]

Уведомление об отказе от применения УСН может быть подано в электронном виде. Порядок электронного документооборота утвержден приказом ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/20. Формат заявления утвержден приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/[email protected]

ИП в 2014 году применяет УСН. В 2015 году собирается применять ОСН. Для того чтобы с 01.01.2015 года добровольно перейти на общий режим налогообложения ИП должен подать уведомление об отказе от применения УСН не позднее 15.01.2015 года.

Когда налогоплательщик, перешедший с УСН на иной режим налогообложения, может вновь перейти на УСН?

Налогоплательщик, перешедший с УСН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН (п. 7 ст. 346.13 НК).

Налогоплательщик потерял право на применение УСН в декабре 2013 года. Вновь перейти на указанный режим налогообложения организация может с 01.01.2015 года, подав заявление о переходе на УСН не позднее 31 декабря 2014 года.

В какой срок налогоплательщик обязан сообщить о прекращении деятельности, в отношении которой применялась УСН?

Налогоплательщик, прекративший предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась УСН, обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения ЮЛ или месту жительства ИП в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК).

Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, подается по форме N 26.2-8, утвержденной приказом ФНС от 02.11.2012 N ММВ-7-3/[email protected]

Уведомление может быть подано в электронном виде. Порядок электронного документооборота утвержден приказом ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/20. Формат заявления утвержден приказом ФНС от 16.11.2012 N ММВ-7-6/[email protected]

Специалисты ААА-Инвест с удовольствием выполнят для Вас услуги регистрации компаний, бухгалтерского учета, в том числе дистанционно для клиентов из любого региона РФ.

Невозможность очной встречи не является препятствием для выполнения услуг нашими экспертами!

Источник: http://aaa-investmentsllc.com/uslugi/registracziya-kompanij/o-rezhimah-nalogooblozheniya/usn1/chastye-voprosy-pro-usn/poryadok-i-usloviya-nachala-i-prekraweniya-primeneniya-usn.html

Переход ИП и организаций на УСН с 2021 года: основные условия и сроки

Обязаны ли сообщать потребителям о переходе на усн

Предприниматели и компании имеют право менять режим налогообложения только 1 раз в год, в том числе если они выбирают упрощенную систему налогообложения. О том, как перейти на УСН в 2021 году или как сменить объект УСН на следующий год (и не запутаться), мы расскажем в этой статье.

Как организации перейти на УСН в следующем году

Чтобы начать применять УСН, предприниматель или организация должны подать соответствующее уведомление в налоговый орган. Причем не важно, новая компания планирует применять УСН или уже действующая.

Форма уведомления о переходе на УСН утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/[email protected] В уведомлении указывается:

  1. ИНН и КПП организации (для ИП только ИНН);
  2. код налогового органа;
  3. признак налогоплательщика;
  4. наименование предприятия или ФИО ИП;
  5. дата перехода на УСН;
  6. объект налогообложения;
  7. год подачи уведомления;
  8. сумма доходов за 9 месяцев (при наличии);
  9. остаточная стоимость основных средств (при наличии);
  10. ФИО представителя организации и контактный номер;
  11. дата и подпись.

Кроме того, на уведомлении проставляется печать организации при ее наличии.

Обязаны ли сообщать потребителям о переходе на усн

Образец заполнения уведомления о переходе на УСН взят из СПС «КонсультантПлюс»

Найти форму уведомления можно по ссылке.

Уведомление о переходе на УСН нужно подать в налоговый орган до 31 января года, предшествующего году перехода на новую систему налогообложения. То есть, если предприятие хочет применять УСН с 2021 года, то заявление о переходе нужно успеть подать до 31 декабря 2020 года.

Если организация отправит уведомление ценным письмом с описью вложения по Почте России, то датой предоставления документа признается дата отправки (дата, отраженная на почтовом штампе). То есть не важно, когда специалист налоговой службы получит уведомление, главное – дата отправления письма.

Но на подачу заявления есть не весь год, подать такое заявление можно в любой день, только начиная с 1 октября 2020 года и до конца года.

Исключение сделано для тех, кто только зарегистрировался. Если вновь зарегистрированная организация или ИП захочет перейти на УСН с даты регистрации, то сделать это можно:

Форма уведомления такая же, как и для уже действующих компаний. Только вновь зарегистрированные в уведомлении проставляют прочерки в полях:

  1. сумма дохода за 9 месяцев;
  2. остаточная стоимость основных средств.

Стоит отметить, что в течение года упрощенцы не имеют права менять объект налогообложения. То есть если компания в 2020 году применяла УСН «Доходы», а в 2021 году хочет перейти на «Доходы минус расходы», то ей необходимо также подать уведомление о переходе на УСН, выбрав другой объект налогообложения, точно так же до 31 декабря 2020 года.

Обратите внимание, что налоговая служба не выдает никакого официального подтверждения факта перехода компании на УСН. Специалисты ФНС только проверяют соблюдения условий для перехода на упрощенку.

Условия для перехода на УСН

Для того чтобы действующая компания перешла на УСН с 2021 года, ей необходимо соблюсти ряд условий в 2020 году:

  1. сумма дохода за 9 месяцев – не больше 112,5 миллионов рублей;
  2. остаточная стоимость основных средств – не более 150 миллионов рублей;
  3. среднесписочная численность – не более 100 человек;
  4. отсутствие филиалов, обособленных подразделений и представительств компании;
  5. доля участия других организаций в уставном капитале – не более 25%.

Обратите внимание, что сумма дохода за 9 месяцев ежегодно увеличивается на коэффициент-дефлятор. В 2020 году он равен 1, в 2021-м он составит 1,032.

Кроме этого, есть ряд организаций, которые не имеют права применять УСН согласно пункту 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

  • банки;
  • государственные учреждения;
  • ломбарды;
  • страховщики;
  • нотариусы;
  • другие.

Если все условия соблюдены, и компания вовремя подаст уведомление о переходе на упрощенку, то с начала следующего года сможет применять УСН. Главное – успеть вовремя подать заявление.

Условия для применения УСН

В 2020 году компании могут применять УСН при условии, что их доходы за год не превысили 150 миллионов, а средняя численность работников не более 100 человек.

Но с 2021 года для упрощенцев вводятся нововведения. Если компания немного превысит данные показатели, они смогут остаться на УСН, но налоговая ставка будет увеличена.

Повышенные ставки налога будут применяться налогоплательщиками УСН при условии, что их доходы составят от 150 до 200 миллионов рублей или численность штата – от 101 до 130 человек включительно.

Если упрощенец превысит лимиты в 200 миллионов рублей дохода или в 130 человек, то с квартала превышения лимитов налогоплательщик «слетает» со спецрежима и уплачивает налоги по общей системе налогообложения.

Более наглядно ставки налогов и соотношение новых условий представлены в таблице ниже.

Ставка налога при УСН с 2021 года

Что необходимо сделать организации при переходе с ОСН на УСН

При переходе с ОСН на УСН компания должна:

  • восстановить НДС по основным средствам, выданным авансам и остаткам запасов;
  • включить в доходы все незакрытые авансы за вычетом суммы НДС с них;
  • учесть в расходах стоимость сырья и материалов, а также готовой продукции.

Кроме этого, если компания продала товары или оказала услуги в период применения ОСН, а получила оплату уже в периоде применения УСН, то полученная сумма денег не учитывается в полученных доходах. Так как данная оплата должна быть учтена в доходах ОСН.

Аналогичная ситуация и с расходами. Если компания, перешедшая на упрощенку, оплатила товары и материалы, которые были учтены в период применения ОСН, то данные расходы не учитываются в УСН.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/perehod-ip-i-organizatsij-na-usn-s-2021-goda-osnovnye-usloviya-i-sroki

Переход на УСН и обратно — уведомление требуется?

Упрощенная система налогообложения (УСН или единый налог) представляет собой один из налоговых режимов, ориентированный на представителей малого и среднего бизнеса, и подразумевает особый порядок уплаты налогов. Именно поэтому данную систему применяют как вновь созданные предприятия, так и организации, ранее применявшие другие режимы налогообложения. В данной статье мы остановимся на вопросах перехода и возврата с УСН. Каков порядок и условия перехода на УСН? Как вернуться на ОСН и какие при этом могут возникнуть сложности?

Упрощённая система налогообложения (УСН) была введена в действие Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ. УСН регламентируется гл. 26.2 НК РФ и представляет собой специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки, а также облегчение и упрощение ведения налогового и бухгалтерского учета. В большинстве своем УСН применяется индивидуальными предпринимателями и бизнесменами, имеющими отношение к малому бизнесу.

  • упрощенное ведение бухгалтерского и налогового учета;
  • упрощенное налогообложение: доход 6% или доход минус расход 15%, три налога заменяются на один, а ИП не платит НДФЛ;
  • упрощенная отчетность, декларация по УСН подается 1 (один) раз в год.

01. Переход на УСН: требуется уведомление

Процедура перехода на упрощенку предусматривает 2 варианта:

  • переход одновременно с регистрацией организации (ИП);
  • переход с иных режимов налогообложения

Обязаны ли сообщать потребителям о переходе на усн

Важно! С 1 января 2013г. переход на УСН носит уведомительный характер. Это означает, что если Вы решили применять УСН, то об этом в обязательном порядке необходимо уведомить налоговый орган.

Обязаны ли сообщать потребителям о переходе на усн

Для применения УСН необходимо одновременное выполнение трех условий (ст. 346.13 НК РФ):

  1. Доходы налогоплательщика не должны превысить 150 млн. руб. по итогам налогового периода;
  2. Средняя численность сотрудников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек. Средняя численность сотрудников организации включает:среднесписочную численность сотрудников, среднюю численность внешних совместителей, среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера;
  3. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 150 млн.руб., данное условие не распространяется на ИП.

Не имеют право на применение упрощенной системы налогообложения или теряют это право:

  • По итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы превысили 112,5 млн. рублей
  • Доля участия других организаций превышает 25%
  • Организации, имеющие филиалы или представительства
  • Банки, Страховщики, Негосударственные пенсионные фонды и др. (ст. 346.12 НК РФ)

02. Уход с УСН: требуется уведомление

Уходите с УСН? При возврате с УСН на ОСН возможно следующие ситуации:

  • Принудительный переход осуществляется в случае, если организация нарушила, хотя бы одно из условий применения УСН;
  • Добровольный переход осуществляется в случае, если организация самостоятельно приняла решения о переходе на ОСН.

Обязаны ли сообщать потребителям о переходе на усн

Важно! При переходе с одной системы на другую могут возникнуть сложности с налогообложением из-за того, что сама дата перехода граничит с отчетным периодом. Вся недополученная выручка будет включена в налоговую базу общего режима, независимо от того, когда была отгружена продукция.

В обоих случаях организации (ИП) обязаны уведомить налоговую инспекцию о смене налогового режима:

  • Добровольный переход. При переходе с упрощенки необходимо подать в налоговую уведомление по форме 26.2-1 до 1 февраля года, в котором планируется принять другую систему налогообложения (п.6 ст 346.13 НК РФ);
  • Потеря права применения спецрежима в середине года. В данном случае необходимо сообщить в ИФНС о данном факте по форме 26.2-2 в течение 15 календарных дней с момента окончания квартала (п.5 ст.346.13 НК РФ);
  • Прекращение вида деятельности на УСН, не закрывая фирмы. Если Вы решили прекратить деятельность на УСН, то следует подать уведомление по форме 26.2-3 в течении 15 дней с момента прекращения деятельности в налоговую (п.8 ст.346.13 НК РФ). Кроме этого Вам также придется представить декларацию не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем подачи уведомления (п.2 ст.346.23 НК РФ). Сообщить в инспекцию о прекращении деятельности на УСН надо только в том случае, если этот спецрежим больше не применяется ни по одному из видов деятельности. Такое разъяснение содержится в письме Минфина России от 13.01.14 № 03-11-11/259. Форма уведомления о прекращении предпринимательской деятельности на УСН утверждена приказом ФНС России от 02.11.12 № ММВ-7-3/[email protected]

04. Уход с УСН: когда НЕ требуется уведомление

Налогоплательщики часто направляют уведомление о прекращении деятельности на УСН, когда в этом нет необходимости:

  • Прекращение одного из нескольких видов деятельности. Если УСН применяется для всей организации, то в случае прекращения одного вида деятельности уведомление в ИФНС подавать не стоит;
  • Временная приостановка деятельности;
  • Отсутствие доходов и приостановление деятельности не означает прекращение применения спец. режима УСН. Поэтому в данной ситуации налоговую уведомлять не нужно;
  • Переход на ЕНВД. В некоторые случаях организация имеет право применять ЕНВД и совмещать два режима налогообложения. В данном случае уведомлять налоговую не нужно. При этом в конце года необходимо отчитаться не только по ЕНВД, но и по УСН;
  • Ликвидация компании. При ликвидации организации в ИФНС подаются документы, на основании которых организация снимается с учета. Отдельно сообщать об уходе с УСН нет необходимости. Если организации не сообщают в налоговую инспекцию об утрате своего права применять упрощенную систему налогообложения или нарушают сроки предоставления сообщения, они могут быть оштрафованы.

05. Применение УСН без уведомления

НК РФ установлен прямой запрет на применение УСН без подачи уведомления (ст. 346.12 НК РФ). Организация не вправе применять упрощенную систему организации и ИП, если она не уведомила о переходе на этот спецрежим в сроки, установленные ст. 346.13 НК РФ. Практика говорит о том, как ведет себя налоговая инспекция в таких случаях и какую сторону занимает суд.

  1. 08.06.2009 ИП зарегистрирована в Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области. С момента постановки на налоговый учет отчитывалась по ЕНВД по виду деятельности «розничная торговля, осуществляемая в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров».
  2. 19.12.2013 в ЕГРЮЛ внесены изменения в части дополнения вида деятельности — «деятельность столовых при предприятиях и учреждениях, деятельность баров, деятельность ресторанов и кафе, поставка продукции общественного питания».
  3. 17.04.2015 заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2014 год с объектом налогообложения «доходы».
  4. 17.07.2015 ИФНС письмом сообщила заявителю о том, что представленная им декларация остается без исполнения в связи с тем, что не подано заявление о переходе на УСН.
  5. 24.08.2015 ИП в ИФНС представлено уведомление о переходе с 01.01.2014 на упрощенную систему налогообложения и запрос о подтверждении факта применения УСН.
  6. 25.08.2015 ИФНС направила уведомление о непредставлении отчетности по НДС и НДФЛ и принято решение о приостановлении операций по счетам в банке.
  7. 26.08.2015 ИФНС направила сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН. Одновременно ИФНС выявила недоимку по авансовым платежам по УСН, в связи с чем выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов. Требования не были исполнены добровольно, ИФНС приняты решения о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и выставлены поручения на списание денежных средств; денежные средства списаны с расчетного счета и отражены налоговым органом в лицевом счете налогоплательщика.
  8. 31 марта 2016 решением АС Московской области требования ИФНС отменены, подтверждены постановлением 10 арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2016 года, постановлением АС Московского округа 29.11.16. Суды исходили из того, что отсутствие заявления налогоплательщика о переходе на УСН при наличии обстоятельств, свидетельствующих о применении данной системы налогоплательщиком и признании данного факта налоговым органом, не влечет запрета в применении спорной системы налогообложения. ИФНС фактически признан факт применения заявителем УСН, поскольку выявлена недоимка, выставлены требования об уплате.
    Источник — Постановление по делу № А41-92205/2015.
  1. 28.08.2002 Регистрация ООО, система налогообложение ОСН. Лесозаготовки
  2. 05.12.2005 Подано уведомление о применении УСН (доходы минус расходы).
  3. 25.12.2007-24.06.2012 Учредителем ООО становится другое юридическое лицо с долей 100%,
  4. 24.02.2016 ИФНС в адрес ООО направлено сообщение, которым уведомлено о несоответствии требованиям применения УСН.
  5. 28.09.2016 ИФНС начата выездная налоговая проверка.
  6. 05.05.2017 Решение ИФНС – штрафные санкции. Доначислен НДС в сумме 3964 тыс. рублей, НП в сумме 1416 тыс. рублей, пени НДС в сумме 943 тыс.руб, НП в сумме 298 тыс. руб. Неуплата НДС в виде штрафа в сумме 149 тыс. руб, неуплата НП в виде штрафа в сумме 67 тыс. рублей. Непредставление налоговых деклараций по НП, по НДС, по налогу на имущество организаций в виде штрафа в общей сумме 268 тыс. рублей
  7. 03.07.2017 Управление ФНС по Смоленской области — решение инспекции оставлено без изменения.
  8. 12.09.17 АС Смоленской области — отказ ООО в оспаривании решения ИФНС, отказ в принятии обеспечительных мер (списание со счета). Основание — Обществом не соблюден порядок начала применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2013 года. То обстоятельство, что Обществом представлялись налоговые декларации по УСН и со стороны Инспекции никаких замечаний не имелось, не может быть признано иным обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, так как Инспекция до начала выездной налоговой проверки уведомила Общество о допущенных нарушениях, однако Общество самостоятельных мер по устранению нарушений не приняло.
  9. 25.10.2017. 20 АС (г. Тула) — определение АС Смоленской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
  10. 29.11.2017. 20 АС (г. Тула) — решение АС Смоленской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Ходатайство заявителя о допросе учредителя общества в качестве свидетеля судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации показания данного лица, в любом случае, не могли быть признаны допустимым доказательством уведомления ООО налоговый орган о применении УСН, поскольку по смыслу положений подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12НК РФ такое уведомление должно быть в письменной форме. Более того, данное лицо является заинтересованным.
  11. 21.03.2018. АС Центрального округа. Решение АС Смоленской области от 12.09.2017 и постановление 20 АС от 29.11.2017 по делу NoА62-5153/2017 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в АС Смоленской области. Основание — была нарушен пункт 26.9 Инструкции по делопроизводству в АС № 100.
  12. 05.07.2018. АС Смоленской области — отказ ООО в оспаривании решения ИФНС, отказ в принятии обеспечительных мер (списание со счета). При новом рассмотрении дела заявитель представил дополнительные пояснения, в которых указал на то, что согласно п. 1.5. Приказа ФНС России от 02.11.2012г. № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» утверждена форма №26.2-5 «Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения». Однако, в течение трех последовательных отчетных периодов (с 01.01.2013 г. по 31.12.2015 г.) указанное сообщение по форме 26.2-5 в адрес заявителя не направлялось, что свидетельствует о выполнении Обществом обязанности по уведомлению налогового органа о применении упрощенной системы налогообложения. Инспекция в дополнительных пояснениях указала на то, что Обществом не соблюден порядок начала применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2013 года. В случае, если бы ООО в соответствии с требованиями налогового законодательства, обнаружив факт неправомерного применения УСН, действительно направило в адрес налогового органа соответствующие уведомление об утрате права на применение УСН, а также о применении УСН с 2013 года, оно должно было также уточнить свои налоговые обязательства не менее чем за три предыдущих налоговых периода и представить соответствующие налоговые декларации по общей системе налогообложения. Обществом за период с 01.01.2006 по 31.12.2016 не представлено ни одной налоговой декларации, подлежащей представлению при применении общей системы налогообложения.
  13. 03.09.2018. 20 АС (г. Тула) — определение АС Смоленской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Апеллянт обращает внимание, что инспекция в установленные законом сроки и в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации не сообщала обществу об отсутствии уведомления о переходе на УСН, не истребовала дополнительные документы и сведения, не получила объяснения, не указала на отсутствие объекта налогообложения. Заявитель полагает, что вывод суда об отсутствии документального подтверждения факта подачи заявителем уведомления о применении УСН на основе устных утверждений заинтересованным лицом, не подтвержденных документально, является нарушением норм процессуального права, поскольку обязанности по доказыванию факта недобросовестности и представлению соответствующих доказательств возлагаются на налоговый орган, именно он должен доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Оспаривая факт подачи обществом уведомления о переходе на УСН, инспекция не представила в суд Журнал учета документов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 21.06.2010 № ММВ-7-3/[email protected] «Об информационном ресурсе «Журнал учета поступающих от налогоплательщиков документов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения». Податель жалобы считает, что суд первой инстанции не учел, что в случае уплаты обществом налога по УСН с 2013 года без предоставления соответствующего уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, инспекция обязана направить ему сообщения о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему по форме No 26.2-5. Кроме того, суд не учел, что подача в инспекцию деклараций с применением УСН за 2013 год, а позднее еще двух налоговых декларации (за 2014 и 2015 годы) по этой же системе налогообложения, прямо свидетельствует о выборе налогоплательщиком УСН. По мнению заявителя жалобы, доводы налогового органа не опровергают того обстоятельства, что в течение длительного времени инспекция, осведомленная о применении заявителем УСН, не осуществляла установленных законом действий по понуждению налогоплательщика к уплате налогов в соответствии с общей системой налогообложения. Таким образом, фактическое признание инспекцией права на применение налогоплательщиком УСН в течение 2013-2015 годов опровергает доводы инспекции об отсутствии в налоговом органе уведомления налогоплательщика о применении УСН, поданного в установленный срок. В свою очередь, налоговым органом не оспаривается проведение камеральной проверки деклараций за 2013-2014 годы и отсутствие факта вынесения акта по ее итогам в связи с неправомерным применением УСН и с неуплатой налогов по общей системе налогообложения. В свою очередь, инспекцией не заявлено о выявлении ошибок и противоречий в представленных обществом в спорный период декларациях за 2013 и 2014 годы, что исключает возможность запрашивать у него документы по финансово-хозяйственной деятельности. Более того, в силу пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации при заявлении о применении налогоплательщиком УСН не возлагает на последнего представление им в налоговый орган каких-либо документов. Ссылается на то, что сведения об изменениях в составе участников заявителя были известны налоговому органу с момента внесения изменений в учредительные документы, т.е. с 2012 года. Следовательно, утверждение налогового органа, что в течение 2015 года единственным участником заявителя являлось ООО с долей 100% ошибочно и свидетельствует о низкой степени внутреннего контроля в самом налоговом органе.
  14. 06.12.2018. АС Центрального округа. Решение Арбитражного суда Смоленской области и постановление 20 АС оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО без удовлетворения.
  15. 02.07.2019 ВС РФ решение АС Смоленской области от 05.07.2018, постановление 20 АС от , постановление АС Центрального округа по делу No А62-5153/2017 отменить. Требование ООО удовлетворить. Судами не учтено следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 7Федерального закона от24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» данный специальный налоговый режим установлен в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. Применение субъектами малого и среднего предпринимательства упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, а не разрешительный характер: правовое значение уведомления, направляемого согласно пунктам 1и2 статьи 346.13 Налогового кодекса организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на УСН, состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты. Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 16.07.2004 No 14-П, определение от12.07.2006 No266-О), в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18 Конституции Российской Федерации, механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно -надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения. Если, осуществляя налоговый контроль, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3)Конституции Российской Федерации недопустимо. В решениях Конституционного Суда Российской Федерации также неоднократно отмечалось, что в силу требований статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19и 55 (части 2и 3) Конституции Российской Федерации применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (в том числе определения от 03.03.2015 No 417-О, от02.04.2015 No 583-О). Принимая во внимание изложенное, принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки не может выступать самостоятельной целью налогового контроля, а при возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер. Налоговые органы, обладающие сведениями о нарушении налогоплательщиком процедуры начала применения УСН хозяйствующим субъектом, обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (пункт 2 статьи 22, подпункты 1и 5 пункта 1 статьи 31, пункт 2 статьи 32Налогового кодекса).Общество в проверяемом периоде соответствовало критериям для лиц, имеющих право на применение УСН, установленным в статье 346.12 Налогового кодекса, за исключением требования об уведомлении налогового органа. Таким образом, в случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены. Аналогичная правовая позиция выражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2и 26.5Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018 (пункт 1), постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 No 563/10. При рассмотрении дела суды установили, что общество применяло УСН с 2006 года, в течение всего периода времени, в том числе в охваченный налоговой проверкой период (2013-2015 гг.), сдавало налоговую отчетность по УСН, исчисляло и уплачивало налоговые платежи по данному специальному налоговому режиму без каких-либо возражений со стороны налогового органа. Об изменениях в составе участников общества и утрате в связи с этим возможности применения УСН налоговому органу было известно с момента внесения изменений в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц (в период 2007-2012 гг.). Инспекция, обладая сведениями о применении хозяйствующим субъектом УСН с нарушением процедуры, длительное время не требовала от общества представления отчетности по общей системе налогообложения и в течение всего охваченного налоговой проверкой периода не направляла обществу сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения, предусмотренное приказом Федеральной налоговой службы от 02.11.2012 NoММВ-7-3/[email protected] Такое сообщение направлено обществу только в 2016 году в преддверии начала выездной налоговой проверки. Следовательно, осуществляя хозяйственный учет в качестве налогоплательщика, применяющего УСН, исчисляя и уплачивая данный налог, представляя по нему налоговую отчетность после устранения нарушения, предусмотренного подпунктом 14 пункта 3 статьи346.12 Налогового кодекса, общество своими действиями подтвердило волеизъявление продолжать использовать специальный налоговый режим .В то же время инспекция как орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, будучи осведомленной об изменении состава участников общества в прошлом и несоблюдении обществом порядка начала применения УСН, продолжила без каких-либо возражений принимать налоговые декларации за 2013-2015 годы, констатировала отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах по их завершении, то есть осуществляла налоговое администрирование общества как плательщика налогов по УСН. При таких обстоятельствах, сама по себе неподача обществом повторного уведомления о намерении продолжать уплачивать налог по УСН с 2013 года в данном случае не могла служить основанием для принятия инспекцией решения об отсутствии у налогоплательщика права на применение данного налогового режима. Действия инспекции, выразившиеся в переводе общества на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки за 2013-2015 годы по основанию неподачи нового уведомления о применении УСН, по существу, привели к принудительному изменению условий налогообложения субъекта предпринимательства в худшую для налогоплательщика сторону вопреки его волеизъявлению в ситуации, когда допущенное обществом нарушение (отсутствие поданного уведомления) являлось формальным, не вызвало реакции со стороны инспекции в разумные сроки и не привело к неполноте уплаты налогов, либо затруднениям в налоговом администрировании, что неотвечает требованиям пункта 1 статьи 7 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства и пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса. В сложившейся ситуации инспекция утратила право ссылаться на подпункт19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса в обоснование изменения статуса налогоплательщика и положения данной нормы не могли служить основанием для доначисления налогов по общей системе налогообложения.

Итак, мы рассмотрели порядок перехода на УСН, условия ее применения, также остановились на аспектах, связанных с возвратом на ОСН с УСН и детально изучили вопрос необходимости уведомлять о переходе налоговую инспекцию.

Таким образом, мы рекомендуем внимательно относиться к вопросу перехода, применения и возврата с УСН, вовремя уведомлять налоговую во всех необходимых случаях, а также стараться максимально закрыть все незаконченные обязательства при смене налогового режима. А если уж случилась ситуация, похожая с описанными, используйте практику.

Бухгалтерские услуги для ООО и ИП от Фирммейкер, январь 2014, ежегодно актуализируетсяАлина МаринаПри использовании материала ссылка на статью обязательна

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/usn-perehod

Internews.ru - Интернет журнал
Добавить комментарий

пять × два =