Фрикционная структурная и циклическая безработица


В этой статье:

Безработица

Фрикционная структурная и циклическая безработица

Безработица и её виды: фрикционная, структурная и циклическая. Показатели безработицы

Фрикционная структурная и циклическая безработица

Фрикционная структурная и циклическая безработица

Закон Оукена — закон естественного уровня безработицы

Фрикционная структурная и циклическая безработица

Кейнсианская теория занятости. Теория занятости, процента и денег Кейнса

Фрикционная структурная и циклическая безработица

Фрикционная структурная и циклическая безработица

Фрикционная структурная и циклическая безработица

Рынок труда, его понятие и функции. Спрос и предложение на рынке труда

Причины и виды безработицы

Весьма важным показателем в макроэкономике является занятость. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, не имеющего работы и активно ищущего ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу.

Для исчисления безработицы используют различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах.

Безработица — социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

Рабочая сила — это состав занятых и безработных

Трудоспособное население — часть населения, которая по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.

Безработные — лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, но ведут её активный поиск.

Среди видов безработицы можно выделить следующие:

  • Фрикционная
  • Структурная
  • Институциональная
  • Циклическая
  • Сезонная

Фрикционная безработица

Фрикционная безработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца.

Предположим, что рынок труда находится в состоянии равновесия, то есть при преобладающей на рынке заработной плате, количество требуемого труда равно количеству предлагаемого труда.

Такой рынок труда показан на рисунке ниже.

Фрикционная структурная и циклическая безработица

  • — кривая спроса
  • — кривая предложения
  • — занятость
  • — ставка заработной платы

Данное состояние характеризуется как состояние полной занятости

Однако даже в такой ситуации существует некоторая безработица, называемая фрикционной.

Фрикционная безработица возникает вследствие динамичности рынка труда.

Некоторые работники добровольно решили поменять место работы, найдя, например, более интересную или высокооплачиваемую работу. Другие пытаются трудоустроится из-за увольнения с предыдущего места работы. Третьи впервые вступают на рынок труда или вновь выходят на него, перемещаясь из категории экономически неактивного населения в противоположную категорию.

Структурная безработица

Фрикционная структурная и циклическая безработица

Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют стурктуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).

Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Если спрос на работников данной профессии или в данном регионе падает, то появляется безработица. Высвобождающиеся работники не могут быстро изменить свою профессию и квалификацию или поменять место жительства и остаются какое-то время безработными.

На рисунке уменьшившийся спрос представлен линией . В этом случае, при условии, что заработная плата не изменится мгновенно, отрезок представляет собой величину структурной безработицы: при ставке зарплаты существуют люди, которые готовы, но не могут работать. С течением времени равновесная заработная плата понизится до уровня , при котором вновь будет существовать лишь фрикционная безработица.

Фрикционная структурная и циклическая безработица

  • — кривая спроса
  • — кривая предложения
  • — занятость
  • — ставка заработной платы

Многие экономисты не проводят четкого разграничения между фрикционной и структурной безработицей, так как в случае структурной безработицы уволенные работники начинают искать новое место работы.

Важно, что оба вида безработицы постоянно существуют в экономике. Полностью уничтожить их или свести до нуля невозможно. Люди будут искать другую работу, стремять улучшить свое благосостояние, а фирмы — более квалифицированных работников, стремясь к максимизации прибыли. То есть в рыночной экономике постоянно происходят колебания спроса и предложения на рынке труда.

Так как существование фрикционной и структурной безработицы неизбежно, то экономисты называют их сумму естественной безработицей.

Фрикционная структурная и циклическая безработица

Естественный уровень безработицы — это такой ее уровень, который соответствует полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы), обусловлен естественными причинами (текучестью кадров, миграцией, демографическими причинами), не связан с динамикой экономического роста.

Полной занятостью называют ситуацию, когда в экономике наблюдается только естественная безработица. Объем производства, соответствующий функционированию экономики при полной занятости, называется производственным потенциалом экономики.

Естественная безработица возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих равно числу свободных рабочих мест. Таким образом, полная занятость подразумевает не отсутствие безработицы, а лишь некоторый минимально необходимый ее уровень. Ведь естественная безработица представляет собой в какой-то степени положительное явление: «фрикционным» безработным нужно время, чтобы найти соотвествующие вакантные места, «структурным» безработным нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, если это необходимо для получения работы.

Сезонная безработица

Сезонная безработица — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей.

Сезонная безработица схожа с циклической в том плане, что ее также вызывают колебания в спросе на труд. Однако в данном случае эти колебания можно прогнозировать с достаточно большой точностью.

В отраслях с сезонным спросом фирмы предпочитают увольнять работников, а не снижать заработную плату по тем же самым причинам, что и в случае циклических колебаний.

Работники же соглашаются на работу в таких отраслях потому что, для некоторых работников наличие страховых пособий по безработице, а также знание того, что с течением времени, после окончания сезона низкого спроса они вновь будут наняты на работу, позволяет им рассматривать такие периоды как оплачиваемый отпуск. Другие работники, зная, что часть года они будут безработными, требуют более высокой заработной платы, которая обеспечит им определенный уровень доходов в «мертвом» сезоне.

Циклическая безработица

Циклическая безработица — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы.

Циклическая безработица связана с колебаниями деловой активности (Экономическим циклом).

Она возникает в тех случаях, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает падение совокупного спроса на труд в условиях негибкости реальной заработной платы в сторону понижения.

На рисунке представлена ситуация жесткости заработной платы. Предложение представлено вертикальной линией для простоты изложения.

Если реальная заработная плата находится выше уровня, соотвествующего точке равновесия , предложение труда на рынке превышает спрос на него. Фирмам необходимо меньше работников, чем число желающих трудиться при данном уровне заработной платы. С другой стороны, фирмы не могут или не хотят снизить заработную плату вследствие ряда причин.

Фрикционная структурная и циклическая безработица

Причины негибкости (жесткости) заработной платы:

Закон о минимальной заработной плате

Согласно данному закону заработная плата не может быть установлена ниже определенного порогового значения. Для большинства занятых этот минимум не имеет практического значения, однако существуют некоторые группы работников (неквалифицированные и неопытные работники, подростки), для которых установленный минимум поднимает заработок выше точки равновесия, что сокращает спрос фирм на подобный труд и увеличивает безработицу.

Несмотря на то, что в профсоюзы объединена лишь некоторая часть рабочей силы в стране, они предпочитают увольнение работников, а не снижение заработной платы. Причина заключается в следующем. Временное снижение заработной платы сокращает заработки всех рабочих, тогда как увольнения затрагивают в большинстве случаев только совсем недавно нанятых работников, которые составляют лишь малую часть членов профсоюза. Тем самым, профсоюзы добиваются высокой заработной платы, жертвуя занятостью небольшого количества работников — членов профсоюза. Коллективный договор, заключаемый между фирмой и профсоюзом, также может стать причиной безработицы. Как правило, он заключается на длительный срок, и если оговоренный уровень заработной платы превышает равновесный, то фирма предпочтет нанимать по высокой цене меньше работников.

Эффективная заработная плата

Теории эффективной заработной платы исходят из того, что высокая заработная плата повышает производительность работников и снижает текучесть кадров на фирме. Данная политика позволяет привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов, повысить качество труда и заинтересованность работников. Снижение заработной платы уменьшает мотивацию к труду и побуждает наиболее способных работников искать другое место работы.

Очевидно, что на рынке не существует единой ставки заработной платы для всех фирм. В крупных фирмах оплата труда, как правило, выше. Однако работники крупных фирм иногда предпочитают оставаться безработными, чем перейти на низкооплачиваемую работу. По мнению некоторых экономистов, такое поведение вызвано чувством собственного достоинства работников, их стремлением к определенному положению в обществе.

Институциональная безработица

Фрикционная структурная и циклическая безработица

Институциональная безработица — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников.

Уровень пособия по безработице также оказывает влияние на рынок труда создавая ситуацию, когда индивид, имеющий возможность получать низкооплачиваемую работу, предпочитает сидеть на пособии по безработице.

Данный вид безработицы возникает, если рынок труда функционирует недостаточно эффективно.

Как и на других рынках здесь существует ограниченность информации. Люди могут просто не знать о существующих вакансиях или фирмы могут не знать о желании работника занять предлагаемую должность. Другим институциональным фактором является уровень пособия по безработице. Если уровень пособия достаточно высок, то возникает ситуация, называемая ловушкой безработицы. Ее суть заключается в том, что индивид, имеющий возможность получить низкооплачиваемую работу, предпочтет получать пособие и не работать вовсе. В результате безработица увеличивается, а общество несет потери не только из-за того, что национальный продукт производится на уровне ниже потенциального, но и из-за необходимости выплачивать завышенные пособия по безработице.

Показатели безработицы

К показателям безработицы относят уровень безработицы и ее продолжительность.

Определяется как число месяцев, которые человек провел не имея работы.

Как правило, большинство людей быстро находят работу, и безработица для них представляется краткосрочным явлением. В этом случае можно предположить, что это фрикционная безработица, и она неизбежна.

С другой стороны, есть люди, которые месяцами не могут найти работу. Их называют долговременными безработными. Такие люди наиболее остро ощущают на себе бремя безработицы и часто, отчаявшись найти работу, покидают группу экономически активного населения

Источник: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/bezrabotica.html

Виды, причины и формы безработицы. Безработица структурная, циклическая и фрикционная

Фрикционная структурная и циклическая безработица

Что такое безработица. Суть явления

Фрикционная структурная и циклическая безработица

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения ищет, но не может найти работу.

Важно не путать безработных и неработающих. Безработный — это человек трудоспособного возраста, который желает трудиться и ищет работу, однако пока ее не нашел.

А вот к числу неработающих относятся те, кто не имеет работы и не ищет ее: студенты, пенсионеры, родители в отпуске по уходу за детьми, домохозяйки и так далее.

Уровень безработицы

Чтобы рассчитать уровень общей безработицы в стране, необходимо общую численность безработных поделить на численность экономически активного населения (людей трудоспособного возраста).

Уровень безработицы выражается в процентах. Считается, что допустимый, здоровый уровень безработицы составляет 5,5-6,5% трудоспособного населения. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

В условиях рыночной экономики безработица неизбежна. Рынок труда, как и любой другой рынок, регулируется законами спроса и предложения, поэтому всегда есть кто-то, чьи рабочие руки в данный момент не востребованы.

Причины безработицы

Причины безработицы могут быть различными:

Негибкость рынка труда, постоянное несоответствие потребностей соискателей и работодателей.

Низкий спрос на рабочую силу. В этом случае может потребоваться вмешательство государства с целью создания рабочих мест.

Завышенные требования работников к работодателям, например по уровню зарплаты.

Виды безработицы: фрикционная, циклическая и структурная

В зависимости от причин выделяют три вида безработицы.

Фрикционная безработица — это временная незанятость при добровольном переходе с одной работы на другую. Если выпускник университета впервые ищет работу или если человек уволился с целью найти работу получше — это примеры фрикционной безработицы. Обычно поиски работы при фрикционной безработице длятся 1-3 месяца.

Циклическая безработица — это безработица, возникающая из-за экономического кризиса в результате спада производства. Например, если в результате кризиса автомобильные заводы сокращают производство и увольняют персонал — это пример циклической безработицы.

Структурная безработица — это невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы определенной квалификации. Структурная безработица может возникать в связи с технологическими изменениями. Например, появление автоматических сборочных линий сделало безработными многих низкоквалифцированных фабричных рабочих.

Фрикционная и структурная безработица в сумме составляют естественный уровень безработицы. Естественный уровень безработицы считается нормальным явлением в современной экономике. А вот циклическая безработица — уже кризисное явление, с которым необходимо бороться государству.

Формы безработицы: сезонная, скрытая, застойная

Помимо фрикционной, циклической и структурной безработицы говорят об различных формах, в которых безработица проявляется.

Открытая безработица — это полная потеря работы и доходов. Например, уволенный с работы сотрудник не может найти новое место и встает на учет по безработице.

Скрытая безработица — явление, при котором человек официально не является безработным, но не может найти работу на полный день. В результате он, например, трудится неполный день за меньшую зарплату.

Текучая безработица — это временная безработица, связанная с неравномерным развитием различных отраслей производства и регионов, из-за экономических циклов.

Застойная безработица — это длительная безработица, которая чередуется с краткими периодами случайной работы.

Сезонная безработица возникает при изменении спроса на труд в зависимости от времени года. Сезонная безработица характерна для сельского хозяйства, строительства и иных подобных отраслей.

Институциональная безработица возникает из-за нехватки актуальной информации о вакансиях и о людях, ищущих работу.

Молодежная безработица — это неспособность молодых людей, впервые вышедших на рынок труда, найти работу.

Последствия безработицы: отрицательные и положительные

Безработица для человека, неспособного найти работу, — безусловное зло. На индивидуальном уровне она означает потерю дохода, утрату квалификации, снижение шансов найти престижную работу в будущем.

Неэкономические последствия безработицы для человека — стресс, ведущий к нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Возможен разлад в семье, алкоголизм, наркомания. Длительное отсутствие работы может толкнуть человека на асоциальное поведение, преступление или самоубийство.

Неэкономические последствия безработицы на уровне общества также негативны: растет социальная напряженность, заболеваемость и смертность, распространяются алкоголизм и наркомания, ухудшается криминогенная обстановка.

Отрицательные экономические последствия высокой безработицы: рост ВВП оказывается меньше потенциального, трудовые ресурсы используются не полностью. Государству приходится тратить деньги на пособия по безработице и борьбу с ее негативными последствиями.

В то же время для экономики безработица необходима. Она формирует мобильный резерв рабочей силы и создает стимул трудиться лучше. Попытки полностью искоренить безработицу при командной экономике ведут к тому, что работники теряют заинтересованность в результатах своего труда, падает производительность, а при открытии новых производств негде взять свободные рабочие руки.

Негативные последствия безработицы:

Недоиспользование экономического потенциала общества.

Снижение уровня жизни населения: может сокращаться доход работающих, потребительский спрос.

Потеря профессиональных навыков.

Рост алкоголизма, наркомании, преступности, депрессий, самоубийств.

Позитивные последствия безработицы:

Формирует мобильный резерв рабочей силы.

Сдерживает необоснованные требования по повышению зарплаты, снижает уровень инфляции.

Усиливается трудовая мотивация работающих.

Государственные меры по борьбе с безработицей

Безработица — макроэкономическая проблема, которая может угрожать стабильности общества и экономики, поэтому государство принимает меры по борьбе с ней и ее последствиями. Поскольку разные типы безработицы обусловлены разными причинами, набор этих мер широк:

Выплата пособий по безработице.

Создание служб занятости, бирж труда, помощь в трудоустройстве.

Помощь в переподготовке и переквалификации кадров.

Проведение стабилизационной политики для недопущения глубоких спадов производства и массовых увольнений.

Денежное регулирование, делающее более выгодным создание новых рабочих мест. Субсидии и налоговые льготы.

Создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе.

Безработица: виды и причины. Задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, нужно знать признаки различных видов безработицы и различать их. Разберем ряд заданий из тестов прошлых лет.

Задание 1Граждане страны Z обычно долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую. Государственная служба занятости предлагает различные варианты переобучения с последующим трудоустройством, однако эта услуга мало востребована. Выберите в приведённом ниже списке характеристики безработицы в стране Z и запишите цифры, под которыми они указаны.1) сезонная2) скрытая3) фрикционная4) добровольная5) циклическая6) открытая

Задание 2В го­су­дар­стве Z до­воль­но вы­со­кий уро­вень безработицы. Какие ка­те­го­рии на­се­ле­ния могут быть от­не­се­ны к фрик­ци­он­ным безработным? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Уволившиеся по соб­ствен­но­му желанию.2) Нашедшие работу, но не при­сту­пив­шие к ней.3) Уволенные в связи с па­де­ни­ем спро­са на их услуги.4) Вновь по­явив­ши­е­ся на рынке труда и име­ю­щие тре­бу­е­мую квалификацию.5) Уволенные в усло­ви­ях об­ще­го спада про­из­вод­ства в стране.6) Занятые не­пол­ный ра­бо­чий день.

Задание 3В стране Z сократились потребление и экспорт угля, большинство шахт закрылось, десятки тысяч шахтеров потеряли работу. Выберите из приведённого ниже списка характеристики возникшей безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.1) скрытая безработица2) фрикционная безработица3) сезонная безработица4) добровольная безработица5) структурная безработица6) массовая безработица

Задание 4Выберите верные суждения о безработице и запишите номера, под которыми они указаны.1) Безработицей называют преобладание спроса на рабочую силу над ее предложением.2) По характеру причин безработица делится на галопирующую, фрикционную и циклическую.3) Структурная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса.4) Естественным называют средний уровень безработицы, вокруг которого на протяжении многих лет колеблется занятость населения.5) Циклическая безработица возникает в период экономического подъема.

Задание 5Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми без­ра­бо­ти­цы и ее видами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) связана с по­ис­ком ра­бо­ты специалистом, впер­вые по­явив­шем­ся на рынке труда

Б) вы­зва­на доб­ро­воль­ным ре­ше­ни­ем найти более ин­те­рес­ное при­ме­не­ние про­фес­си­о­наль­ных умений

B) возникает из-за увольнения работника по собственной воле

Г) вы­зва­на эко­но­ми­че­ским спа­дом и за­кры­ти­ем предприятий

Д) про­яв­ля­ет­ся в вы­сво­бож­де­нии части ра­бо­чей силы в пе­ри­од депрессии

Задание 6По данным Государственной службы статистики, в январе 2016 г. уровень безработицы в государстве X. составил 5,8%, что на 0,2% выше уровня января 2015 г. 3% безработных это лица, чьи профессии утратили свою актуальность, а 2,8% это лица находящиеся в поисках работы по специальности.Взаимосвязь каких двух сфер нашла свое отражение в этих данных?Какие два типа безработицы отражены в представленных данных?Используя обществоведческие знания, укажите любые три негативных последствия высокого уровня безработицы.

Правильный ответ:1) Отражена связь между экономической и социальной сферами.2) Структурная и фрикционная безработица.3) негативные последствия безработицы:— падение доходов, снижение уровня жизни населения— недоиспользование экономического потенциала общества— рост социальной напряженностиЗадание 7Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми любые три спо­со­ба борь­бы с безработицей. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры: 1) Создание государственных бирж труда. В государстве X была создана сеть государственных бирж труда, где безработные могут получить сведения о вакансиях и трудоустроиться.2)Стимулирование предпринимательства. Правительство страны Z ввело налоговые льготы для предприятий, создающих новые рабочие места.3) Учреждение бесплатных курсов переквалификации для безработных. Например, при администрации города М созданы курсы обучения программированию, чтобы безработные могли найти себе работу.

Задание 8Приведите три любых вида безработицы и проиллюстрируйте каждую примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие примеры:1) Структурная. В связи с переходом на атомную энергию массово закрываются угольные шахты, шахтеры становятся безработными.2) Фрикционная. Граж­да­нин М уво­лил­ся со своей преж­ней ра­бо­ты, поскольку его не устраивали условия и зарплата.3) Циклическая. Из-за экономического кри­зи­са в стране Z массово закрываются банки, множество банковских специалистов становятся безработными.

Источник: https://www.anews.com/p/113299314-vidy-prichiny-i-formy-bezraboticy-bezrabotica-strukturnaya-ciklicheskaya-i-frikcionnaya/

Безработица, её типы

Основные типы безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Определение уровня фрикционной безработицы. Закон Оукена. Социально-экономические последствия. Изменение уровня занятости населения в России в условиях мирового финансового кризиса.

Фрикционная структурная и циклическая безработица

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Безработица и её типы

Безработица — это социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения способно, хочет работать, но не может получить работу. Безработные испытывают угрозу потери квалификации, профессии, социального статуса и снижения жизненного уровня. Безработица — постоянный спутник рыночной экономики, результат взаимодействия между спросом на рынке на рабочую силу и её предложением. В период спада экономики безработица увеличивается, в периоды подъёма — снижается, но всегда есть люди, ищущие работу. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

В современной экономике выделяют 3 основных типа безработицы:

Фрикционная безработица обусловлена мобильностью кадров, в эту категорию попадают работники, которые активно ищут работу или ожидают её получения. Поиск работы всегда требует какого-то промежутка времени. Каждый может оказаться в положении «между работами» — одни добровольно меняют её в целях улучшения условий труда и его оплаты, из-за разочарования в профессии (увольнение по собственному желанию), другие — из-за увольнения (сокращение штата, реорганизация предприятия, увольнение по статьям трудового законодательства), третьи впервые ищут работу (по достижении трудоспособного возраста, окончании учебного заведения), четвёртые — временно теряют сезонную работу (заготовка дров, уборка урожая и др.). Когда все эти люди найдут работу, появятся другие «искатели» работы (пример — люди, окончившие высшие и средние профессиональные учебные заведения). Особенностью данного типа безработицы является недостаток информации по имеющимся рабочим местам. Поэтому всегда находится какое-то количество работников, охваченных фрикционной безработицей.

Таким образом, к фрикционным безработным можно отнести:

1. уволенных по приказу администрации;

2. уволившихся по собственному желанию;

3. ожидающих восстановления на прежней работе;

4. нашедших работу, но еще не приступивших к ней;

5. сезонных рабочие (не в сезон);

6. людей, впервые появившихся на рынке труда, имеющих требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки.

Фрикционная безработица считается неизбежной и, даже, желательной. Одни люди переходят с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую, где стремятся удержаться. Это в свою очередь приводит к более добросовестному выполнению своих обязанностей (увеличение объёма производства, улучшение качества продукции). Другие убеждаются, что не соответствуют требованиям на своем рабочем месте и должны поискать работу с оплатой пониже. В результате этого более рационально распределяются трудовые ресурсы.

Экономисты считают данный тип безработицы явлением нормальным и не вызывающим тревоги.

Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы:

uфрикц = Uфрикц/L*100%.

Структурная безработица связана с тем, что появляются новые товары, которые вытесняют устаревшие, изменяется рынок услуг. Изменяется и отраслевая структура производства. В этой связи предприятия пересматривают структуру и технологию производства и, соответственно, появляется необходимость в замене кадров. Спрос на некоторые профессии уменьшается, на другие, наоборот, возрастает, но реакция потенциальных работников на изменение спроса происходит медленно, в результате оказывается, что у некоторых работников нет тех навыков, которые необходимы в данный момент. Кроме того, к структурным безработным относятся люди, впервые появившиеся на рынке труда, в том числе выпускники высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия уже не является востребованной в современной экономике. Также к структурной безработице можно отнести и безработицу, вызванную изменением или расширением географии производства, так как квалифицированный персонал в большинстве случаев не может переезжать вместе с предприятием и, наоборот, на новом месте нет подготовленных кадров.

Таким образом, основной причиной структурной безработицы можно назвать научно-технический прогресс, вызванный изменениями в характере потребительского спроса.

Структурная и фрикционная безработицы схожи между собой. Основным различием между ними можно считать то, что в случае с фрикционной безработицей у людей, ищущих работу, есть навыки, которые они могут продать, а у «структурных» безработных таких навыков нет и им необходимо время для получения таковых. Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная безработица, поскольку найти работу в новых отраслях без специальной переподготовки и переквалификации практически невозможно. Однако, как и фрикционная, структурная безработица представляет собой явление неизбежное и естественное, поскольку постоянно меняется структура спроса на продукцию разных отраслей и постоянно меняется отраслевая структура экономики в связи с научно-техническим прогрессом. Поэтому, если в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы, а фактический объем выпуска в этом случае равен потенциальному.

Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах:

uструкт = Uструкт/L*100%.

Безработица фрикционного и структурного типов существует как в благополучные, так и в неблагополучные периоды. Общее число безработных обоих типов называется естественным уровнем безработицы, этот уровень соответствует ситуации макроэкономического равновесия.

Циклическая безработица появляется тогда, когда количество существующих свободных рабочих мест меньше, чем количество безработных. Под циклической безработицей следует понимать такую безработицу, которая вызвана циклическим сжатием производства. Уровень циклической безработицы изменяется в зависимости от изменений в экономике. Она вызывается спадом производства, которое вызвано определённой фазой экономического цикла (отсюда и название типа безработицы), которая характеризуется уменьшением спроса на товары и услуги, что приводит к существенному сокращению штата предприятия (в качестве яркого примера можно привести безработицу, вызванную мировым экономическим кризисом конца 2008-2009 годов). В процессе оживления экономики появляются новые рабочие места, и количество данного типа безработных постепенно снижается.

Если первые два типа безработицы являются естественными и неизбежными, то данный тип безработицы представляет собой отклонения от естественной (фрикционной и структурной) безработицы, связанные с колебаниями экономической активности. Таким образом, под циклической безработицей следует понимать разницу между естественной безработицей и фактической безработицей.

2. Определение уровня безработицы

Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы — это процент безработной части рабочей силы.

Полная занятость не означает полного отсутствия безработицы. Разбирая типы безработицы, мы определили, что фрикционная и структурная безработицы являются неизбежными, следовательно, полная занятость не может быть равной 100%. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.

Соответственно уровень безработицы при полной занятости можно определить как сумму между уровнем фрикционной безработицы и структурной безработицы:

uполн = uфрикц + uструкт.

Фактический же уровень безработицы состоит из суммы уровней безработиц всех трёх видов. Но проще считать его по формуле:

u = U*100% / L = U*100% / E + U, где

L — рабочая сила, Е — число работающих, а U — число безработных. При этом

Исходя из этого, можно определить уровень циклической безработицы. Он будет равен разнице между уровнями при фактической и естественной (при полной занятости) безработицами:

uцикл = uuполн.

Развитие циклической формы безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над естественным. Экономическая цена этого превышения выражается в отставании фактического объема ВНП (валового национального продукта) от его потенциальной величины. Его размер рассчитывается на основе закона Оукена. Так как занятые участвуют в производстве товаров, а безработные — нет, можно предположить, что увеличение уровня безработицы должно сопровождаться снижением реального объема ВНП. Эта отрицательная зависимость между уровнем безработицы и объемом ВНП получила название закона Оукена, т. к. экономист Артур Оукен первым исследовал эту зависимость.

Закон Оукена — экономический закон наличия обратной зависимости между уровнем безработицы, превышающим естественный, и величиной валового национального продукта страны:

— каждые 2%, на которые реальный ВНП превышает свой естественный уровень, сокращает уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы;

— каждые 2% сокращения реального ВНП увеличивают уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы.

3. Социальноэкономические последствия безработицы

Наличие безработицы приводит к определённым последствиям экономического и неэкономического характера. Чаще всего последствия проявляются при циклической безработице, в меньшей степени — в структурной. Циклическая безработица является последствием экономической нестабильности, и, как следствие, вынужденной неполной занятостью трудовых ресурсов. Структурная безработица вытесняет устаревшие производства, следовательно, на рынке труда снова появляются вынужденные безработные.

Экономисты выделяют два типа последствий безработицы:

Неэкономические последствия делятся на социальные и психологические.

Определим наиболее важные последствия безработицы с точки зрения их влияния на экономическую и социальную обстановку.

— создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики;

— конкуренция между работниками как стимул развития способностей к труду;

— перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования;

— стимулирование роста интенсивности и производительности труда;

— обесценивание последствий обучения;

— государственные затраты на помощь безработным;

— снижение жизненного уровня;

— недопроизводство национального дохода;

— снижение налоговых поступлений.

— повышение социальной ценности рабочего места;

— увеличение личного свободного времени;

— возрастание свободы выбора места работы;

— увеличение социальной значимости и ценности труда;

— обострение криминогенной ситуации;

— усиление социальной напряженности;

— рост количества физических и душевных заболеваний;

— увеличение социальной дифференциации;

— снижение трудовой активности.?

Отрицательные социально — экономические последствия являются достаточно серьёзной национальной проблемой. Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода, а также в потере квалификации и, поэтому, уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем. Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВНП от потенциального ВНП. Наличие циклической безработицы означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВНП меньше, чем потенциальный ВНП (при полной занятости ресурсов).

Социальные последствия безработицы на индивидуальном уровне состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным и сердечнососудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление. На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

4. Борьба с безработицей

Так как безработица является серьёзной экономической проблемой, государство принимает различные меры для борьбы с ней. Для различных типов безработицы применяются различные меры. Общими для всех типов являются:

1. выплаты пособий по безработице;

2. создание центров занятости;

3. создание новых рабочих мест (Пример: в условиях кризиса 2008-2009 годов государство производило набор безработных на общественные работы).

Для борьбы с фрикционной безработицей используются такие меры, как:

1. создание единой базы данных вакансий (в том числе и в других регионах);

2. создание специализированных служб по сбору информации о наличии свободных рабочих мест.

Также можно использовать меры, повышающие мобильность рабочей силы (увеличение объёмов строительства, создание рынка доступного жилья, изменение действующего законодательства для отмены административных преград при переезде в другой населённый пункт).

Мерами по борьбе со структурной безработицей можно считать:

1. создание государственных служб и учреждений (в том числе и на базе центров занятости) для переобучения и повышения квалификации;

2. помощь частным учреждениям и малым учебным центрам такого типа.

Все эти заведения должны проводить программы переобучения и повышения квалификации, которые в свою очередь приведут к тому, что рабочая сила будет подготовлена наилучшим способом. В ряде городов такую переподготовку осуществляют как образовательные учреждения, так и центры социальной поддержки населения.

Основными средствами по борьбе с циклической безработицей являются:

1. проведение стабилизационной политики, направленной на недопущение глубоких спадов в производстве и, следовательно, недопущению массовой безработицы;

2. создание новых рабочих мест в государственном секторе экономики.

Также необходимо стимулирование роста спроса на товары, так как при росте спроса будет происходить рост объёма производства, что может привести к увеличению рабочей силы.

В Российской экономике на уровне политики государства для снижения уровня безработицы в последнее время приняли рад нестандартных, но действенных мер:

1. добровольный досрочный уход на пенсию (за 2 года до достижения пенсионного возраста) — это по мнению правительства высвободит ряд рабочих мест, а также понизит уровень безработицы за счёт уже безработных людей, находящихся в этом возрасте;

2. создание новых рабочих мест за счет содействия малому бизнесу, а также помощи отдельным лицам, желающим открыть собственное дело, если оно окажется рентабельным;

3. государство берёт на себя обязанности по трудоустройству молодых специалистов, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения (в случае, если такой специалист имеет достаточный уровень подготовки по результатам обучения).

По материалам книги Матвеевой Т.Ю. «Макроэкономика: Курс лекций для экономистов», 2001 г.

Важно понимать, что добиться существенного снижения циклической безработицы в частности, и безработицы в целом можно только при решении нескольких задач одновременно.

5. Изменение уровня безработицы в России в условиях мирового финансового кризиса

В условиях мирового финансового кризиса в России, как и других странах, увеличился уровень безработицы. Это связано с банкротством предприятий, а также необходимостью изменения производства для адаптации к существующей обстановке.

Используя данные Федеральной службы государственной статистики, проследим изменение уровня безработицы с 2007 года до настоящего времени; количество безработных указано по годам в тыс. человек:

Источник: https://revolution.allbest.ru/economy/00311639_0.html

Формы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.

Различие факторов, обусловливающих занятость (и, соответственно, незанятость) населения, определяет наличие различных форм безработицы. Отметим наиболее важные из них.

1. Фрикционная безработица. Такая безработица обусловлена добровольным

увольнением работников с места своей работы в расчете на получение новой, более подходящей работы. Эта форма безработицы называется также текучей. Она считается добровольной и необходимой в условиях рыночной экономики. Именно благодаря ей достигается равновесие на рынке труда. Так, низкий уровень заработной платы как цены труда на одном предприятии и более высокий на другом ведет к тому, что работники первого предприятия стремятся уволиться с него и устроиться на втором предприятии. Соответственно, предложение труда на первом предприятии оказывается пониженным, а на втором – повышенным. Это, в свою очередь, ведет к тому, что зарплата на первом предприятии может повыситься, а на втором снизиться и стать примерно одинаковой у работников одной и той же профессии и квалификации на разных предприятиях.

2. Структурная безработица. Она отражает несоответствие между структурой совокупного спроса на труд и структурой совокупного предложения труда, и ее возникновение обусловлено изменениями в отраслевой и производственной структуре экономики. В результате этих изменений одни отрасли или производства устаревают, зато появляются новые. Устаревшие отрасли или производства сокращаются, а то и прекращают существование вообще, соответственно, оказываются без работы занятые в них люди. Такое наблюдается в угольной промышленности, металлургии, текстильной промышленности. Одновременно возникают вакантные места в новых отраслях промышленности, в сфере обслуживания, информатике и т.п. Данная форма безработицы иногда называется технологической, поскольку связана с изменениями в технологии производства. На помощь безработным здесь приходит система профессионального обучения и переподготовки кадров. Она позволяет оказавшихся вследствие закрытия предприятий людей переобучать новым профессиям и устраивать в новых отраслях.

5. Циклическая безработица. Данная форма безработицы возникает в периоды экономических кризисов и охватывает работников многих отраслей, переживающих кризисный спад. Ее также можно считать временной, но фаза кризиса, а затем депрессии может длиться долго, тем самым значительная часть вполне трудоспособных и квалифицированных людей оказывается без работы. Безработица носит вынужденный характер и не зависит от воли и желания самих работников. Не помогает переподготовка и повышение квалификации, поскольку безработными здесь нередко являются достаточно подготовленные и квалифицированные работники. Такая форма безработицы считается наиболее серьезной.

  1. Формы безработицы: институциональная, добровольная, скрытая, застойная.

Институциональная безработица — безработица, порождаемая институтами рынка труда и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы. Институциональная безработица вызывается: — несовершенством налоговой системы; — введение гарантированного минимума заработной платы — инерционностью рынка рабочей силы; — несовершенствоv информации о свободных рабочих местах.

Добровольная безработица — безработица, вызванная тем, что часть рабочей силы не желает работать за ставку заработной платы, низкую по сравнению с пособиями по безработице и социальным льготам

Скрытая безработица. Эта форма безработицы характеризуется тем, что

формально люди считаются работающими, но фактически они заняты не полный рабочий день. Такую безработицу также называют скрытой, поскольку она никак не регистрируется.

Хроническая безработица — отсутствие работы в течение длительного периода времени. В зависимости от величины временного интервала различают: — продолжительную безработицу в течение 4-8 месяцев; — длительную безработицу в течение 8-18 месяцев; и — застойную безработицу более 18 месяцев.

  1. Денежно-кредитная политика.

Монетарная или кредитно-денежная политика – воздействие на экономику страны(темпы роста инфляции, уровень безработицы) с помощью изменения денежной массы и процентных ставок.

Различают три основных составляющих монетарной политики: — эмиссия новых денег; — прямой контроль над массой денег в денежном секторе; — операции на открытом рынке.

Суть монетарной политики в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, — на потребительский и инвестиционный спрос.

Теоретически монетарную политику можно разделить на денежную(влияние на величину денежной массы) и кредитную (влияние на уровень процентных ставок). На практике же они не различимы, потому что денежная масса и ставка процента неразрывно связаны.

При уменьшении процентной ставки количество выданных банкам займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной эмиссии. Увеличение же денежной массы приводит к тому, что деньги становятся менее редким благом и цена их использования, т.е. ставка процента, снижается.

Если увеличить денежную массу в экономике относительно потребности в ней, то предельная полезность денег для людей уменьшится и они предпочтут обменять их на товары, т.е. попросту меньше сберегать и больше покупать, чем увеличат совокупный спрос.

Что бы увеличить совокупный спрос, правительству хорошо было бы снизить ставку процента. Однако это не в его силах: ссуды выдают частные банки , ему не подчиняющиеся.Тем не менее у государственных органов есть возможность воздействовать на этот процесс.

В США: Изменяя норму обязательных резервов, Федеральная резервная система ЦБ может уменьшать или увеличивать количество денег, которые банки могут дать взаймы. Если например, в стране экономический спад, то ЦБ может снизить норму с 15 до 10%. Тогда банк, имеющий вклад сможет дать в займы уже не 170, а 180 млн.долл. Предложение займов возрастает, значит , и цена их, т.е. процентная ставка, уменьшится , что будет способствовать росту совокупного спроса и приведет к оживлению экономики.

Если же наоборот в стране усиливается инфляция, норма обязательных резервов увеличивается, например до 20%. А чем выше норма обязательных резервов, тем меньше размер кредитной эмиссии. Это будет сдерживать рост массы денег в обращении, что и требуется для борьбы с инфляцией.

Иногда собственных резервов (вкладов) у банка не хватает, а дать в займы хорошим заемщикам очень хочется (каждый заем – дополнительный доход для банка). Тогда банк имеет право взять кредит у ЦБ для того что бы увеличить свои резервы. Но за этот кредит надо платить. Поэтому ЦБ может повысить или понизить процентную ставку по своим займам частным коммерческим банкам ( в России – ставка рефинансирования) и таким образом повлиять на процент, под который они будут ссужать деньги своим клиентам.

Косвенный способ денежной политики – это покупка или продажа правительством своих ценных бумаг – государственных облигаций. Если правительство хочет снизить процентные ставки, что бы стимулировать экономический рост, оно начинает скупать на рынке свои облигации. Их держатели продают их, в результате на их счетах в банках появляются новые деньги, часть из которых банки могут дать взаймы.

Наоборот, если правительство борется с инфляцией, оно продает свои облигации. Покупатели тратят на их приобретение средства, находящиеся на их счетах в банках, так что возможность банков давать новые кредиты уменьшается.

В отличие от фискальной политики, которая может стимулировать экономический рост, но бессильна против инфляции, монетарная политика может быть жесткой (противоинфляционной) или стимулирующей рост.

  1. Бюджетно-налоговая политика.

Бюджетно-налоговая политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально (вопрос №61).

Государственным органом, который отвечает за фискальную политику , является Министерство финансов. Поскольку государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей, фискальная политика может относиться к обеим частям.

Государственные расходы:

Государство может за свой счет организовать общественные работы(строительство дорог, мостов).Это позволит дать работу многим людям, увеличить их доходы, а значит и потребительский спрос.

Во время спада государство увеличивает расходы на так называемые государственные программы (выделяет средства на постройку и запуск космических кораблей). Множество фирм получают крупные государственные заказы. Эти фирмы нанимают новых рабочих, и в свою очередь, заказывают сырье и оборудование на др. фирмах. В результате производство, занятость и инвестиции начинают увеличиваться во всей экономке.

Доходная часть бюджета:

Одним из направлений бюджетной политики в период спада может быть сокращение государственных доходов т.е. уменьшение налогов с населения и фирм в расчете на то, что сэкономленные деньги будут направляться на потребительские расходы и инвестиции(что увеличит совокупный спрос), а не сберегаться, хотя полной уверенности в этом нет.

А откуда же государство берет деньги на бюджетную политику?

Основной источник его доходов – это налоги, значительная часть которых (прямые налоги) представляют собой некоторую долю от доходов населения и прибыли фирм. Так же – штрафы, пошлины, плата за лицензии, госпошлины.

Во время спада доходы снижаются, а прибыль сменяется убытками; сумма налоговых платежей сокращается и возникает дефицит государственного бюджета. Если правительство хочет проводить бюджетную политику, ему надо взять деньги в долг, что бы покрыть дефицит бюджета. Обычно правительство занимает деньги, выпуская и продавая новые государственные облигации.

Тратить деньги и сокращать налоги во время спада для правительства гораздо легче, чем делать это при подъеме. Увеличение налогов тоже не всегда популярно. В итоге дефицит государственного бюджета становится постоянным, а это способствует инфляции.

Фискальная политика уступила первенство монетарной (70 — 80-е гг.).

  1. Государственные расходы и налоги.

Государственные расходы.(см. вопрос №60)

Наряду с налогами важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

— на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Функции налогов. В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция — основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Виды налогов. Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – налоги, которые берутся с людей или фирм в зависимости от величины их доходов или имущества ( подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, наследство).

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость).

В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.

В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).

В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог — это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.

Государство в рыночной экономике. Провалы рынка.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929—1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.

Кризис 1929—1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории. В частности, до середины 30-х гг. XX в. среди них господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929— 1933 гг. этого не произошло.

В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к миним. отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.

Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирования экономической жизни.

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

2.Финансово — экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей).

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным — экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать. Провалы рынка

Иногда рыночный механизм не позволяет достичь эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка, в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.

Рассмотрим происхождение, последствия и способ преодоления одного из типов несостоятельности рынка — внешних эффектов.

Происхождение внешних эффектов

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами.

Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через ценовую систему «бьет» по производству бетона).

1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

Например, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.

1) «Производство — производство». Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) «Производство — потребление». Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой «заодно» ездят и местные жители.

3) «Потребление — производство». Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) «Потребление — потребление». Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

Отсутствие платы за внешний эффект

Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Предположим, что бумажная фабрика может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать этот ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс «чистая вода», который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в неэффективном объеме.

Для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.

Внешние эффекты ( + см. вопрос № 62) и общественные блага.

Общественное благо – благо, между потребителями которого нет конкуренции, а производитель, которого не может воспрепятствовать его потреблению не платившими за него лицами. Такие блага в рыночной экономике должно производить государство. Примеры такого рода блага являются оборона страны, прогноз погоды, свет маяка.

Государству есть чем заняться и в тех отраслях, в которых работают исключительно частные фирмы, действующие по законам рынка. Его деятельность в этих отраслях связана с проблемой так называемых внешних эффектов, или побочных воздействий.

Внешний эффект – ситуация, когда деятельность одного экономического субъекта (фирмы, домохозяйства) ненамеренно создает выгоды или невыгоды для другого экономического субъекта; эффект, возникающий когда производство или потребление товара влияет на фирмы или потребителей, непосредственно не вовлеченных в акты купли-продажи. Пример- дым из фабричный трубы.

Теория общественного выбора.

В качестве самостоятельного направления экономической науки сформировалась в 1950-60-х гг. Однако в современной интерпретации она берет начало с работы Дж. Бьюкенена «Границы свободы»(1975). Среди представителей теории — Д. Мюллер, У. Несканен, М. Олсон, Р. Толлисон и др.

Теорию общественного выбора называют иногда «новой политической экономией», так как она занимается исследованием политического механизма принятия макроэкономических решений.

Согласно позиции Бьюкенена эта теория опирается на три основные предпосылки: методологический индивидуализм, концепция «экономического человека» и анализ политики как процесса обмена. Представители теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным, где государство также представляет собой рынок, на котором избиратели и политики обмениваются голосами и предвыборными обещаниями ради получения доступа к распределению ресурсов и мест на иерархической лестнице. При этом деятельность представителей государства нередко бывает далека от идеальной.

Согласно данной теории к провалам государства относятся:

а) ограниченность необходимой для принятия решений информации (наличие активного лобби и мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению имеющейся информации);

б) несовершенство политического процесса (манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, лоббизм, практика взаимной поддержки депутатов путем торговли голосами; бюрократизм, поиск политической ренты);

в) ограниченность контроля над бюрократией (чем больше численность государственного аппарата, тем труднее бороться с бюрократией);

г) неспособность государства и лиц, его представляющих, предусмотреть и эффективно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принимаемых государственных решений.

Теорема К. Эрроу о невозможности развивает представления о несостоятельности общественного (коллективного) выбора. С позиции Эрроу, функция общественного благосостояния — это не просто определенные упорядоченные общественные предпочтения в отношении альтернативных общественных состояний, а сам механизм (процедура) такого упорядочивания, своего рода набор правил («конституция»).

Действительно, очевидно, что для перехода от индивидуальных предпочтений к общественным требуется какой-то механизм агрегирования первых во вторые. Естественным стремлением в ответ на парадокс голосования является попытка сконструировать этот механизм (функцию общественного благосостояния по Эрроу) таким образом, чтобы он обеспечивал транзитивность общественных предпочтений. При этом Эрроу предложил четыре минимальных и весьма умеренных требования, которым этот механизм должен отвечать.

1. Неограниченная область определения (unrestricted domain). Иногда этот принцип переводят на русский как «универсальность». Его смысл заключается в том, что механизм агрегирования индивидуальных предпочтений в общественные действует для любой комбинации индивидуальных предпочтений. Так, например, если общество представляют 3 индивида и 3 альтернативы (x, y, z), то в любом случае у нас имеется 63 = 216 возможных вариантов сочетаний индивидуальных предпочтений. Для любого из них существует функция общественного благосостояния как способ трансформации индивидуальных предпочтений в общественные. Говоря математическим языком, в общем случае такая функция имеет неограниченную область определения (отсюда и название принципа).

2. Отсутствие диктатуры (non-dictatorship). Диктатор определяется как некто, чей выбор между парами альтернатив является решающим, т. е. определяющим общественный выбор независимо от предпочтений других. Например, если для индивида 1 x предпочтительнее y и если обществу, независимо от предпочтений индивидов 2 и 3, присуща такая же система предпочтений, то индивид 1 — диктатор.

3. Принцип Парето (Pareto prinсiple). Здесь этот принцип можно сформулировать следующим образом: если каждый предпочитает x по отношению к y, тогда x должен быть предпочтительнее y и для общества.

4. Независимость от не относящихся к делу альтернатив (independence of irrelevant alternatives). Пусть общество предпочитает альтернативу x альтернативе y. Затем предположим, что некое индивидуальное упорядочивание предпочтений изменилось таким образом, что оно оставляет неизменным предпочтения каждого индивида между x и y. Тогда общественное предпочтение x по отношению к y должно сохраниться. Так, изменение z в индивидуальных предпочтениях не должно само по себе изменить характер общественного предпочтения между x и y (иначе говоря, z — посторонняя альтернатива при выборе между x и y).

Эрроу показал, что не существует такой функции общественного благосостояния, которая удовлетворяет всем четырем условиям и которая одновременно способна обеспечить транзитивность общественных предпочтений. Таким образом, любая попытка выработать набор правил, который трансформирует индивидуальные предпочтения в общественные и удовлетворяет этим четырем требованиям, невозможна.

Теневая экономика. Особенности России.

Теневая экономика — в узком смысле — социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах.

Теневая экономика — в широком смысле — производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег, услуг, которые не контролируются обществом и скрываются от органов государственного управления. Доходы теневой экономики не отражаются в национальной статистике. Различают криминогенную, скрытую и неформальную теневые экономики.

В большей степени теневая экономика состоит из запрещенных законом производства и сбыта некоторых товаров и услуг: наркотиков, оружия, а так же продажи спиртных напитков и организации азартных игр, в тех местах, где это запрещено.

Еще один вид теневой экономики – рэкет, когда преступные группировки «продают» предпринимателям гарантию безопасности их коммерческой деятельности.

В теневой экономике учувствуют не только бандиты и мошенники, но и самые добропорядочные во всех других отношениях граждане, которые не платят налоги, когда по закону обязаны это делать( Не найдя такси, вы садитесь в попутную частную машину, то вы уже пользуетесь услугой теневой экономики; строители из Украины и Армении трудятся в сфере теневой экономики).

Ярким примером теневой экономики может быть экономика бывшего Советского Союза, которая вся была государственной (частное предпринимательство было запрещено законом). Дефицитные товары продавались на «черном рынке». Продавцы как правило воровали их на госпредприятиях, и снабжали всех желающих, но за очень высокую цену.

Теневая экономика всегда связана с коррупцией – продажность государственных чиновников, которые берут взятки за то, что «не замечают» нарушений закона.

В настоящее время в России существуют развитая теневая экономика. Ее масштабы настолько велики, что статистики не могут точно сказать , наблюдается ли в стране экономический рост или спад: в течении ряда лет объем легальной экономической деятельности сокращался, а теневой, по многим признакам рос. Распространение теневой экономики в современной России связано со стремлением избежать высоких налогов, слабостью государственных служб, наблюдающих за выполнением законов.

На долю теневой экономики в России приходится до 40% ВВП.

Переходная экономика России. Общая характеристика транзитивных процессов и результатов рыночных преобразований.

Экономика современной России является переходной от централизованной (плановой) к рыночной.

Причина предпринятого перехода – нарастающая неэффективность плановой экономики в современных условиях, ее неспособность усваивать достижения научно-технического прогресса, хотя несколько десятилетий ей удавалось с большим напряжением сил справляться с чрезвычайными задачами.

Первоначально предпринимались попытки усовершенствовать централизованную экономику, внедряя в нее элементы рыночной (перестройка), но экономическое положение продолжало ухудшаться. то заставило приступить к решительному переходу к рыночной экономике. Перестройка: с 1985-1991 г. Государственные предприятия получили большую независимость, вместо планов стали вводиться госзаказы на какую-то часть продукции, а остальную они могли продавать сами. Люди получали повышенную з/п. но что бы купить на нее хоть что-нибудь, должны были стоять в многочасовых очередях. Продавали только тем, у кого был талон. В результате огромных размеров достигла скрытая инфляция.

Главные составные части процесса перехода – либерализация цен и хозяйственных связей, приватизация и создание институтов рыночной экономики.

Либерализацию можно проводить двумя способами – «шоковым» и постепенным. Первый — болезненный, но кратковременный. Второй – затяжной, в ходе которого в стране существуют как бы два сектора экономики – централизованный и рыночный.(сохраняется гос. контроль над ценами на основные продукты питания и важнейшие сырьевые товары – в результате растет теневая экономика).

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

Источник: https://infopedia.su/11x95b0.html

Рекомендуем!  Моральный вред по закону о защите прав потребителей
Internews.ru - Интернет журнал
Добавить комментарий

один × 2 =