1 налоговое правоотношение понятие виды состав


Налоговые правоотношения: понятие, признаки, структура

Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах ре­гулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (без­действия) их должностных лиц и привлечения к ответственно­сти за совершение налогового правонарушения.

Налоговое право в целом призвано стабилизировать кон­фликт частных и публичных интересов в финансовой сфере. В качестве универсального инструмента управления налогооб­ложением право способно не только реагировать на соответст­вующие изменения, упорядочивая их, но и обеспечить развитие общественных отношений в нужном для общества направлении.

Налоговые правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами налогового права, носящие властно-иму­щественный характер и выражающие публичные интересы.

Будучи урегулированными нормами права, налоговые отно­шения систематизируются, приобретают устойчивость и начи­нают развиваться в векторе, заданном государством. Опосредуя процесс налогообложения нормами права, государство получает возможность контролировать финансово-хозяйственную деятель­ность частных собственников и при необходимости управлять ею. Под воздействием правовых норм участники налоговых пра­воотношений наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями в налоговой сфере.

Таким образом, налоговые правоотношения — это централь­ное звено механизма налогово-правового регулирования, основ­ной канал реализации налогового права.

Важно обратить внимание, что налоговые отношения сами по себе в обществе не складываются, они не возникают в каче­стве фактических. Напротив, отчисление части своего дохода в пользу государства противоречит природе предпринимательской деятельности и не свойственно человеческой природе. Однако без этих отчислений государство не сможет функционировать. Поэтому изъятие части дохода с частной собственности возможно только через правовые предписания, обеспеченные государствен­ным принуждением. С этих позиций правовое регулирование на­логообложения является социально необходимым. Налоговые пра­воотношения возникают только как правовые и в другом каче­стве существовать не могут.

Рекомендуем!  Закон войск нацгвардии 21 статья

Налоговые правоотношения наряду с уголовными, процессу­альными, административными представляют собой классический пример общественных отношений, вызванных к жизни нормой права. Вместе с тем норма налогового права сама по себе, «в оди­ночку», не может вызвать к жизни налоговое правоотношение. Наряду с ней предпосылками возникновения налоговых право­отношений являются юридические факты и налоговая право­субъектность.

Налоговые правоотношения являются разновидностью фи­нансовых правоотношений, поэтому им присущи все признаки последних, но они имеют и характерные черты.

Обще­правовые признаки:

  • формальная определенность;
  • связь участников налоговых правоотношений юридическими правами и обязанностями;
  • устанавливаются только между самостоятельными и равными (с точ­ки зрения закона) сторонами;
  • волевой характер (воз­никают только на основе нормы налогового права, которая уста­навливается по воле государства);
  • индивидуализация субъектов (отличаются определенностью прав и обязанностей субъектов, координацией их взаимного поведения);
  • охрана налоговых правоотношений государством.

Характерные черты на­логовых правоотношений:

  • возникновение и функционирование в процессе налоговой дея­тельности государства (деятельности по образованию за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях);
  • имущественный характер (яв­ляются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные и связанные с ними неимущественные от­ношения, носящие публичный характер);
  • направленность на образование государственных и муниципальных фондов денежных средст в;
  • участие в налоговых правоотношениях государства или му­ниципальных образований (обязательным участником и воздейст­вующим субъектом является государство или муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов);
  • наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности (НК РФ допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налого­плательщика и перечислить в соответствующий бюджет).

Вышеперечисленные признаки не являются исчерпывающи­ми, но позволяют отграничить налоговые правоотношения от иных общественных отношений, более четко определить их ме­сто и роль в финансовой деятельности государства и правовой системе общества.

Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов:

Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется опреде­ленная правовая связь.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nalogovie-pravootnosheniya-ponyatie-priznaki-struktura

Налоговые правоотношения

Понятие налоговых правоотношений

В юридической литературе налоговые правоотношения определяются как вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами налогового права.

Налоговые правоотношения — это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Налоговые правоотношения представляют собой совокупность следующих правовых отношений:

  • по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
  • возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;
  • возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства РФ;
  • возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
  • возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Особенность налоговых правоотношений состоит в том, что они являются отношениями между юридическими и (или) физическими лицами. По существу, налоговые правоотношения являются нормативными правовыми отношениями, так как они:

  • неразрывно связаны с нормами налогового права — возникают и прекращаются на основе, в соответствии и в рамках норм налогового права;
  • представляют собой юридическую связь субъектов таких правовых отношений посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Но необходимо учитывать, что субъективное право принадлежит управомоченному лицу (например, налоговому органу), которое обладает определенными правомочиями.

Носитель юридической обязанности в налоговом правоотношении является обязанным лицом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства определенные юридически значимые действия либо воздержаться от каких-либо действий; основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве.

Налоговое правоотношение является разновидностью правоотношения финансового, ибо налоговое право является подотраслью финансового права. В связи с этим характеристика налогового правоотношения в основных чертах сходна с характеристикой финансового правоотношения.

Во-первых, налоговое правоотношение возникает, развивается в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Однако лишь в той части финансовой деятельности государства и муниципальных образований, которая обеспечивает собирание государством и муниципальными образованиями денежных средств в казну государства и муниципальных образований.

В этом смысле сфера возникновения и развития налогового правоотношения опосредует не всю финансовую деятельность государства и муниципальных образований, а только ее часть.

Во-вторых, налоговое правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем оно является, по сути, публично-правовым отношением. Это следует из того, что налоговое правоотношение возникает на основе реализации нормы налогового права, которая является средством реализации в первую очередь интересов государства, всего общества.

В-третьих, налоговое правоотношение является, в сущности, отношением экономическим. Это следует из того, что финансовые, в том числе налоговые, отношения являются видовой характеристикой отношений экономических, так как последние имеют не только натурально-вещественную, но и стоимостную форму. Налоговые правоотношения и представляют собой как раз экономические отношения в стоимостной форме, т.е. денежной форме.

В-четвертых, важнейшей характеристикой налоговых правоотношений является их имущественный характер. В качестве имущественных благ в налоговых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы). В рамках налоговых правоотношений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципальному образованию. Однако, подчеркивая имущественный характер налогового правоотношения, надо помнить, что налоговые правоотношения неоднородны. Среди них выделяют материальные и процессуальные правоотношения.

В рамках материальных налоговых правоотношений непосредственно происходит движение финансовых ресурсов от одних субъектов (налогоплательщиков, налоговых агентов и т.д.) в распоряжение других (государства и муниципальных образований). Процессуальные налоговые правоотношения обеспечивают реализацию материальных налоговых правоотношений. Они возникают в связи с осуществлением налогового контроля, принудительной уплатой налогов, привлечением к налоговой ответственности и т.д. Безусловно, эти отношения не являются в строгом смысле слова имущественными, ибо они не опосредуют движение финансовых ресурсов. Однако данные отношения имеют конечной целью движение денежных средств, а точнее, перемещение финансовых ресурсов от одних субъектов к другим. В связи с этим налоговые правоотношения во всей совокупности могут быть охарактеризованы как имущественные и связанные с ними неимущественные, возникающие в конечном счете по поводу денежных средств (финансовых ресурсов).

В-пятых, налоговое правоотношение, в сущности, является властеотношением. Это обусловлено тем, что оно является формой реализации налогово-правовой нормы, имеющей императивный характер.

Императивный характер налогово-правовой нормы проявляется в правоотношении таким образом, что оно реализуется по принципу «команда — исполнение», где команды издает государство (или муниципальное образование), уполномоченный государством орган, а исполняют их налогоплательщики, налоговые агенты, сборщики налогов и другие субъекты. В связи с этим одной из сторон налогового правоотношения всегда является: а) государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ), или б) муниципальное образование, или в) уполномоченный государством орган.

Состав налогового правоотношения — это совокупность его участников, т.е. субъектов налоговых правоотношений. Права и обязанности указанных субъектов (налогоплательщиков и др.) в составе налогового правоотношения выступают в качестве их юридических свойств.

Крылатое выражение «деньги не пахнут» появилось благодаря налогам. Крылатое выражение «Деньги не пахнут» принадлежит римскому императору Титу Флавию Веспасиану (69 — 79 гг. н.э.). В поисках дополнительных средств он ввел налог на «латрины» (общественные туалеты). В народе его стали называть «мочевым налогом». Когда сын Веспасиана Тит упрекнул отца в том, что тот ввел позорный налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу деньги, поступившие по этому налогу, и спросил, пахнут ли они. На отрицательный ответ Тита Веспасиан сказал: «И все-таки они из мочи». Римские латрины были шикарными, отделанными мрамором туалетами, куда римляне ходили не столько по прямой надобности, сколько ради встреч и бесед. Император оказался прав: казна стала стремительно наполняться.

Структура налоговых правоотношений

Как и любые правоотношения, налоговые правоотношения имеют свои элементы, которые в целом составляют структуру правоотношений.

Структура налоговых правоотношений — это внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения.

Структуру налоговых правоотношений, равно как и любых правовых отношений в целом, образуют три элемента:

Субъект налогового правоотношения связан с субъектом налогового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом налогового правоотношения.

В большинстве случаев субъект налогового права и субъект налогового правоотношения совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организация, реализовав свою налоговую правосубъектность, становятся субъектами налогового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект налогового права и субъект налогового правоотношения не совпадают в одном лице. Это имеет место главным образом тогда, когда в налоговое правоотношение вступает такой субъект налогового права, как государство, т.е. Российская Федерация в целом и субъекты РФ. Российская Федерация в целом, а также ее субъекты, являясь субъектами налогового права, при вступлении в конкретное налоговое правоотношение выступают в лице определенного государственного органа. При этом, являясь субъектами налогового права, они обладают налоговой правосубъектностью, которая очерчивается их компетенцией.

В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками (субъектами) отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) и ее подразделения в России ФНС РФ — это федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов РФ.

Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. ФНС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями;

Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ) — это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации.

Охранительные налоговые правоотношения возникают в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей, «когда права и интересы участников правоотношений или каждого лица, всего общества нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства». Одной из сторон охранительного правоотношения является компетентный субъект — носитель властных полномочий, обладающий правом государственного принуждения. Второй же стороной является лицо, к которому применяются меры государственного принуждения и которое обязано их претерпевать.

К налоговым охранительным правоотношениям относятся прежде всего отношения, возникающие в связи с правонарушениями, предусмотренными в гл. 16 и 18 НК РФ.

В этих налоговых правоотношениях у государственного органа есть право применять к правонарушителю меры государственного принуждения, предусмотренные санкцией налогово-правовой нормы. Так, в соответствии с законодательством в случае нарушения субъектом налогового права налогового обязательства такие меры применяет налоговый орган. Одновременно для этих органов право применения к правонарушителю мер государственного принуждения есть и их обязанность, ибо оно непосредственно связано с их задачами и функциями. Как уже отмечалось, для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права, которые он может использовать по собственному усмотрению, а «служение государству», т.е. в широком плане — выполнение обязанностей перед ним (Б.М. Лазарев). Неиспользование субъектом таких прав есть невыполнение своих задач и функций. Таким образом, в налоговом правоотношении применение мер государственного принуждения есть правообязанность компетентного органа. В этом, пожалуй, заключается особенность права на применение мер государственного принуждения в налоговом праве по сравнению с гражданским. В гражданском праве управомоченное лицо в силу дозволительного характера гражданско-правового регулирования имеет возможность самостоятельно решать, применять или отказаться от применения мер государственного принуждения.

Объектом налоговых правоотношений является то, по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений в сфере налогообложения вступают в правовую связь. В качестве объекта налоговых правоотношений могут фигурировать как материальные, так и нематериальные блага.

Например, в качестве материального блага, как правило, выступают сами налоги или сборы как обязательные взносы в бюджет.

Объекты налоговых правоотношений в юридической науке подразделяют на две группы:

Юридические факты в налоговом праве

Под юридическим фактом понимается конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий.

К юридическим фактам в налоговом праве, так же как и в финансовом праве, относятся действия (бездействие) или события.

Действия — это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц.

Действия подразделяются на правомерные, отвечающие требованиям закона, и неправомерные, не соответствующие таким требованиям. В налоговом праве юридическими фактами, порождающими правовые последствия, являются и неправомерные действия. Среди неправомерных действий как оснований движения налоговых правоотношений выделяются правонарушения в виде проступков.

Налоговые проступки как юридические факты по форме совершения могут подразделяться на проступки-действия и проступок-бездействие. Надо заметить, что в налоговом праве удельный вес проступков-бездействий, с которыми связывается возникновение охранительных правоотношений, очень велик. К примеру, в соответствии с НК РФ к категории налогового проступка-бездействия относятся:

  • уклонение от постановки на учет в налоговых органах (ст. 117);
  • неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или иного обязанного лица (ст. 134);
  • неисполнение банком решения налогового органа о взыскании налога (ст. 135);
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126), и т.д.

В качестве примеров юридических фактов в финансовом праве можно привести утверждение финансово-плановых актов. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

Юридические факты в налоговом праве достаточно тесно связаны с юридическими актами в финансовом праве. Так, на основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению налоговых правоотношений. К таким актам относятся: извещение налогоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты определенной суммы налога, распоряжение министерства о передвижении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение налоговых (финансовых) правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

В налоговом праве в числе юридических фактов, вызывающих движение финансовых правоотношений, могут быть названы и события. Здесь имеют место относительные и абсолютные события. Относительные события — это явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие независимо от причин, их породивших. Число относительных событий в налоговом праве невелико.

Главным образом они выступают в качестве оснований правоотношений по использованию налоговых льгот. Например, в соответствии с НК РФ, установившим налог на доходы физических лиц, к относительным событиям как юридическим фактам могут быть отнесены проценты и выигрыши по вкладам в банках (в пределах ставки рефинансирования Центрального банка РФ).

Главной функцией юридических фактов в налоговом праве является обеспечение возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

Объект налогообложения — это и есть тот юридический факт (действие, событие, состояние), который обусловливает обязанность субъекта заплатить налог. На этом основании п. 1 ст. 17 НК РФ устанавливает обязательное закрепление в законе при установлении того или иного налога юридических фактов, с которыми связывается обязанность его уплаты. Так, «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога» (п. 1 ст. 17 НК РФ).

В налоговом праве юридические факты выполняют активную информативную функцию, которая связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. Юридические факты в налоговом праве зафиксированы в правовых нормах и уже самим фактом своей фиксации оказывают влияние на правовые последствия. Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли, других юридических фактов стараются избежать.

В налоговом праве целая категория субъектов права, ориентируясь на нормы налогового права, в которых зафиксированы юридические факты, старается их избежать, а значит, не допустить возникновения налоговых правоотношений. Эта категория субъектов — налогоплательщики. Они стараются избегать как тех юридических фактов, которые образуют налоговое правонарушение и связаны с охранительным правоотношением, так и тех (что важно), которые образуют объект налогообложения и являются основой для возникновения правоотношения по уплате налога.

Существует даже специальный вид профессиональной деятельности, называемый «аналоговое планирование», целью которого является минимизация налогообложения на предприятии. Отсюда любая неточность, некорректность фиксации юридических фактов в налогово-правовой норме является основанием для того, чтобы налогоплательщик пытался обратить ее в свою пользу.

В налоговом праве юридические факты наделены стимулирующей функцией. Так, многие юридические факты стимулируют субъект налогового права к тем видам деятельности, которые социально необходимы, значимы, полезны для субъекта. Например, получение предприятием налоговой льготы по уплате НДС, налога на прибыль, налога на имущество связывается, в частности, с фактом нахождения в трудовых отношениях с предприятием работников-инвалидов. В связи с этим многие предприятия, ориентируясь на это законодательное установление, стремятся принять на работу работников-инвалидов.

Плательщики налогов и их группы. Права плательщиков и их обязанности

Глава 3 НК РФ посвящена налогоплательщикам и плательщикам сборов, а также налоговым агентам.

Статья 19 НК РФ определяет субъекты обложения налогами и сборами. В ч. 1 ст. 19 НК РФ речь идет о потенциально возможной обязанности организаций и физических лиц, признаваемых законодателем плательщиками тех или иных налогов и сборов, а не об обязанности по уплате конкретной суммы налога или сбора, которая в соответствии со ст. 44 НК РФ возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (см., например, решение ВАС РФ от 3 февраля 2004 г. N 16125/03). Обособленные подразделения организации, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности организации по уплате налогов и сборов, если это предусмотрено НК РФ. Так, филиалы представляют в налоговые органы установленную для них в соответствии с законодательством налоговую декларацию (налоговый расчет) и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и налоговую отчетность), выполняют обязанность по уплате налогов и сборов, рассчитанных ими в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах на основании данных, отраженных в представленной ими бухгалтерской отчетности.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги или сборы.

Обязанность уплачивать причитающиеся налоги является основным критерием отнесения физического лица или организации к числу субъектов налогового права. Физические лица и организации приобретают налогово-правовой статус по причине предполагаемой возможности вступления в налоговые правоотношения с государством (муниципальным образованием) относительно уплаты установленных налогов или сборов. Налогоплательщики, являясь субъектами налогового права, характеризуются потенциальной возможностью быть участником определенного правоотношения по поводу установления, введения или взимания налогов, осуществления налогового контроля или привлечения к налоговой ответственности.

Таким образом, плательщики налогов и сборов подразделяются на две группы:

В налоговом праве понятие организации соотносится с понятием юридического лица, применяемым гражданским законодательством. В целях реализации предписаний НК РФ организации подразделяются на два вида:

  1. российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
  2. иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

К числу налогоплательщиков-организаций относятся филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, при условии, что налоговым законодательством на них возложена обязанность уплачивать конкретные налоги.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не являются, поскольку на основании ст. 19 НК РФ они только исполняют налоговые обязанности головных организаций в месте своего нахождения.

Налогоплательщиками — физическими лицами могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. На правовой статус налогоплательщика не влияет возраст налогоплательщика, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Среди налогоплательщиков — физических лиц выделяются особые категории субъектов — индивидуальные предприниматели и налоговые резиденты Российской Федерации.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К числу индивидуальных предпринимателей НК РФ также относит частных нотариусов, частных охранников и частных детективов. Индивидуальные предприниматели приобретают правовой статус налогоплательщика независимо от наличия гражданско-правового статуса предпринимателя. Так, п. 2 ст. 11 РФ указывает, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении налоговых обязанностей не вправе ссылаться на то, что не являются индивидуальными предпринимателями.

Статья 21 НК РФ регламентирует основные права плательщиков налогов и сборов, при этом необходимо иметь в виду, что перечень их не является исчерпывающим и конкретные права предусматриваются положениями части второй НК РФ (например, право на налоговый вычет). Следует также отметить, что с правами плательщиков налогов и сборов корреспондируют соответствующие обязанности налоговых органов, закрепленные в ст. 32 НК РФ.

В соответствии со ст. 21 НК РФ к правам налогоплательщика относятся следующие права:

  1. получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
  2. получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
  3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  4. получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
  5. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  6. представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
  7. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  8. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  9. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
  10. требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  11. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
  12. обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  13. на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  14. на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
  15. на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

В ст. 23 НК РФ закреплены основные обязанности плательщиков налогов и сборов, при этом их перечень не является исчерпывающим. Так, представление истребованных налоговым органом документов является обязанностью заявителя в силу подп. 9 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 93 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 апреля 2006 г. N А66-6969/2004).

Приказом ФНС России от 21 апреля 2009 г. N ММ-7-6/[email protected] утверждены формы сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных п. п. 2, 3 ст. 23 НК РФ. Следует отметить, что за неисполнение налоговых обязанностей плательщиками налогов и сборов гл. 16 НК РФ предусмотрена ответственность.

Так, в соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

  1. уплачивать законно установленные налоги;
  2. встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
  3. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  4. представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  5. представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;
  6. представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  7. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  8. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
  9. нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Кроме вышеперечисленных обязанностей п. 2 ст. 23 НК РФ предусматривает дополнительные обязанности для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей.

Налогоплательщики подразделяются на налоговых резидентов и налоговых нерезидентов.

Налогоплательщиками как резидентами, так и не резидентами могут являться как физические, так и юридические лица.

Для физических лиц статус резидента играет важную роль при применении ставки налогообложения по налогу на доходы физических лиц, которая составляет 13% для налоговых резидентов и 30% для налоговых нерезидентов. Налогоплательщик, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, не имеет права на стандартные, социальные и имущественные вычеты.

В соответствии с ч. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории РФ, могут являться: справка с места работы, выданная на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ, на основании которых физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ.

Заявления налогоплательщиков по вопросу выдачи подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации для целей применения соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения могут быть направлены в МИ ФНС России по ЦОД по почте либо переданы непосредственно в экспедицию ФНС России.

Налоговыми резидентами юридические лица признаются в том случае, если они зарегистрированы на территории Российской Федерации.

Юридические лица, зарегистрированные на территории иностранного государства, считаются налоговыми нерезидентами.

Все налогоплательщики — как физические, так и юридические лица — должны обладать налоговой правосубъектностью, которая состоит из правоспособности и дееспособности.

Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Налоговые агенты, их права и обязанности

В соответствии с ч. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В отличие от налогоплательщика на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счет его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан исчислить (рассчитать) сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определенной операции, удержать ее (т.е. не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 НК РФ налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

Обязанности налоговых агентов регламентированы ч. 3 ст. 24 НК РФ, к ним, в частности, относятся обязанности:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
  2. письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  3. вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  5. в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

На практике чаще всего налоговыми агентами, как правило, являются лица, выплачивающие денежные средства налогоплательщикам либо иным лицам, которые не состоят на учете в качестве налогоплательщиков, однако осуществляют операции, подлежащие налогообложению каким-либо налогом. Так, в частности, налоговым агентом является работодатель по отношению к заработной плате, выплачиваемой работникам. В России налоговыми агентами исчисляются и уплачиваются налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций.

Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно налоговых агентов можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых органов налоговые агенты не обладают и не имеют права не исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся с конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.

Основная задача агентов — правильно и своевременно рассчитывать и удерживать налоги из средств, выплачиваемых плательщиками, а в дальнейшем перечислять их в российский бюджет.

Налоговые агенты обязаны письменно сообщать в налоговую инспекцию по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности в течение одного месяца со дня, когда стало известно о таких обстоятельствах. Налоговые агенты должны также вести адресный — по каждому налогоплательщику — учет начисленных и выплаченных им доходов, равно как и исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет РФ налогов.

Документооборот также находится в ведении налоговых агентов. Им предписано не только представлять в ИФНС по месту своего учета материалы, необходимые для осуществления контроля над правильностью уплаты налогов, но и в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для расчета и перечисления платежей.

Организация может быть агентом вне зависимости от системы налогообложения, которую она применяет. Такие функции компания может выполнять по различным налогам, например, таким как НДФЛ, НДС, налог на прибыль.

Налоговые агенты имеют одинаковые права с налогоплательщиками. Следовательно, правовой статус налоговых агентов имеет двойственную природу. С одной стороны, налоговые агенты вступают во взаимоотношения с налогоплательщиками в качестве представителей налоговых органов, не пользуясь при этом государственно-властными полномочиями. С другой стороны, налоговые агенты являются участниками финансово-хозяйственного оборота, что влечет возникновение объектов налогообложения и наделяет их статусом налогоплательщика.

Пленумами ВС РФ и ВАС РФ в п. 10 Постановления от 11 июня 1999 г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ.

Налоговые органы, их права и обязанности

Правовой статус налоговых органов регламентирован НК РФ, Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации», а также Положением о ФНС России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации (далее — налоговые органы) — единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из:

  • федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;
  • территориальных органов.
  • контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов;
  • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;
  • контроль за производством и оборотом табачной продукции, валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

Налоговые органы наделены правами, которые закреплены в ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ», Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»:

1) производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами или сборами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;

2) осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;

3) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

4) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

5) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

6) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

7) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

9) ряд других прав, предусмотренных названными нормативными правовыми актами.

К обязанностям налоговых органов, предусмотренным ст. 32 НК РФ, относятся обязанности:

  1. соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  2. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  3. вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
  4. бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  5. руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  6. сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  7. принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
  8. соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
  9. направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
  10. представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;
  11. осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта;
  12. по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Источник: http://be5.biz/pravo/n006/6.html

Налоговые правоотношения. Элементы налогообложения

Понятие и виды налоговых правоотношений. Структура налогового правоотношения

Налоговые правоотношения – это разновидность финансовых отношений, урегулированных нормами налогового права [1] .

В соответствии с ч. 1 ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Характеризуя природу налоговых отношений, М. А. Лапина отмечает, что они регулируются нормами публичного права [2] .

Анализируя природу налогового правоотношения, можно выделить ряд его отличительных признаков: публичность, денежный характер, применение исключительно в налоговой сфере, урегулированность нормами налогового права, обязательность участия государства (муниципального образования) в лице соответствующих органов.

Налоговые правоотношения можно классифицировать по различным основаниям.

Легальная классификация, содержащаяся в ст. 2 НК РФ, относит к налоговым отношения по установлению, введению, взиманию, осуществлению налогового контроля, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По степени значимости можно выделить основные и вспомогательные (иные производные) налоговые правоотношения.

В зависимости от органов публично-правового образования, участвующих в налоговом правоотношении, различают налоговые правоотношения с участием федеральных органов, органов субъектов РФ, органов местных образований.

По субъекту налогоплательщику можно выделить правоотношения с участием физических или же юридических лиц.

Исходя из объекта различают материальные и процессуальные налоговые правоотношения.

Кроме того, следует назвать регулятивные (отношения, складывающиеся в процессе уплаты конкретного налога) и охранительные (применение санкции за неисполнение обязанности по уплате налога) налоговые правоотношения.

Объектом правоотношения является то, на что направлено поведение его участников.

С учетом понятия налога (денежный платеж) и сбора (денежный взнос) объектом налогового правоотношения выступают те денежные средства, которые должны быть уплачены налогоплательщиком в бюджет (государственный внебюджетный фонд). Безусловно, в ряде случаев (неплатежеспособность налогоплательщика, плательщика сбора) иное имущество (в некоторых случаях – имущественные права) налогоплательщика, имеющее денежное измерение, может быть использовано в установленном законом порядке для покрытия его задолженности по уплате налога (сбора).

Вместе с тем налоговые отношения могут возникать также по поводу иных объектов. Так, в ходе осуществления выездной налоговой проверки объектом исследования будут являться документы бухгалтерского и налогового учета, подтверждающие факт полноты и правильности исчисления определенного налога.

Субъекты налоговых правоотношений – лица, обладающие налоговой правосубъектностью, что подразумевает наличие у них соответствующей право- и дееспособности.

Налоговая правоспособность – закрепленная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений.

Как отмечает, например, Б. В. Мышкин, к сторонам в налоговых правоотношениях относятся следующие виды субъектов: общественно-территориальные образования, государственные и муниципальные органы, физические лица, индивидуальные предприниматели, организации [3] .

Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

  • 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами (например, ст. 226);
  • 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  • 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Ранее к числу участников налоговых правоотношений законодатель причислял органы государственных внебюджетных фондов (ст. 34.1 НК РФ). Следует признать, что указанное обстоятельство было обусловлено прежде всего закреплением за ними формальных полномочий по налоговому контролю за плательщиками единого социального налога.

С учетом отдельных положений налогового законодательства (например, разд. III НК РФ) определенное участие в налоговых правоотношениях принимают:

  • – органы государственных внебюджетных фондов (могут быть привлечены для участия в случае дел о банкротстве организаций или же в случае затребования информации налоговыми органами о размере доходов, получаемых физическими лицами);
  • – органы законодательной (представительной) власти публично-правовых образований (например, п. 1 ст. 346.26, ч. 2 ст. 356 НК РФ);
  • – органы внутренних дел;
  • – органы (организации) и должностные лица, сообщающие сведения, связанные с учетом налогоплательщиков;
  • – судебные органы;
  • – банки;
  • – эксперты;
  • – специалисты;
  • – переводчики;
  • – понятые;
  • – свидетели.

Субъекты, на которых в соответствии с налоговым законодательством возлагается обязанность уплачивать (налогоплательщики, плательщики сборов), а также удерживать и перечислять налоги в бюджет (налоговые агенты), являются налогообязанными лицами.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате соответственно налогов или сборов. При этом филиалы и иные обособленные подразделения организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).

С 1 января 2012 г. самостоятельным участником налоговых отношений признается консолидированная группа налогоплательщиков – добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены Н К РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (см. гл. 3.1 НК РФ). Обязанность по представлению интересов консолидированной группы налогоплательщиков возлагается на ее ответственного участника согласно договору о ее создании (п. 3 ст. 25.1 НК РФ). Согласно п. 7 ст. 25.2 НК РФ консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль организаций.

Налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (ст. 24 НК РФ). Налоговые агенты по общему правилу имеют те же права, что и налогоплательщики, если не предусмотрено иное.

Банки – коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (ст. 11 НК РФ) [4] .

Органы (организации) и должностные лица, сообщающие сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. – лица, на которых соответствующая обязанность возложена законодательством о налогах и сборах. К ним относятся: органы юстиции; органы, осуществляющие регистрацию физических лиц; органы, осуществляющие кадастровый учет, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним [5] ; органы, осуществляющие государственный технический учет [6] ; органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами [7] ; органы местного самоуправления [8] , органы опеки и попечительства; нотариусы [9] .

Свидетелем для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие- либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (ст. 90 НК РФ).

Эксперты – лица, обладающие специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле, которые необходимы для разъяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления налогового контроля (ст. 95 НК РФ).

Специалисты – лица, обладающие специальными знаниями и навыками, не заинтересованные в исходе дела, которые привлекаются в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (ст. 96 НК РФ).

Переводчики – не заинтересованные в исходе дела лица, владеющие языком, знание которого необходимо для перевода (ст. 97 НК РФ).

Особое место в отношениях, складывающихся по поводу установления и взимания налогов и сборов, занимают органы государственной власти. Качественной характеристикой указанных субъектов является их компетенция.

При этом, справедливо полагает E. М. Ашмарина, «налоговая компетенция является характеристикой органов государственной власти и органов местного самоуправления как субъектов налогового права РФ» [10] .

Налоговые органы – ФНС России и ее территориальные органы. Налоговые органы призваны осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Таможенные органы – ФТС России и подчиненные ей подразделения. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

В этой связи можно согласиться с О. Ю. Бакаевой, которая отмечает, что «в настоящее время таможенной службе, имеющей в качестве цели деятельности содействие развитию внешней торговли, присущи и две основополагающие функции: фискальная и правоохранительная» [11] .

Финансовые органы – Минфин России, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов (ст. 34.2 НК РФ).

Органы внутренних дел – МВД России и подведомственные ему подразделения. Органы внутренних дел выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах.

Следственные органы – Следственный комитет РФ и подведомственные ему подразделения, действующие на основе Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». В их компетенцию входит оперативное и качественное расследование налоговых преступлений, организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению указанных преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств [12] .

Органы прокуратуры включают Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов.

Судебные органы – Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Налогообязанные лица могут участвовать в налоговых правоотношениях не только лично, но и через законных или уполномоченных представителей.

Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Законными представителями организации являются лица, уполномоченные представлять ее в силу закона или учредительных документов.

Уполномоченный представитель налогоплательщика – физическое или юридическое лицо, которому налогоплательщик поручает представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

При этом представители налогоплательщиков в различных главах НК РФ именуются по разному (налоговый агент (гл. 23); источник выплаты дохода (гл. 25 )). Согласно п. 18 ст. 214.1 НК РФ представителями налогоплательщика могут выступать:

  • – доверительный управляющий и брокер, осуществляющие в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора с налогоплательщиком;
  • – депозитарий, осуществляющий на основании депозитарного договора выплату (перечисление) дохода в денежной форме по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска и по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г.), которые учитываются на счете депо, открытом физическому лицу, имеющему право на получение соответствующего дохода;
  • – депозитарий, осуществляющий на основании депозитарного договора выплату (перечисление) дохода в денежной форме по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска и по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г.), которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ в соответствии с положениями ст. 214.6 НК РФ.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Источник: https://studme.org/70057/pravo/nalogovye_pravootnosheniya_elementy_nalogooblozheniya

Налоговые правоотношения: понятие, виды, структура

Понятие налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения – это вариация материальных отношений, упорядоченных правилами налоговых полномочий.

Соответственно с ч. 1 ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах координирует деспотичные отношения по установлению, установлению и анатоцизму налогов и сборов в РФ, а также отношения, появляющиеся в процессе реализации налогового контроля, опротестования актов налоговых учреждений, действий (бездействия) их штатных субъектов и аутсорсинг к ответственности за учинения налогового преступления.

Определяя природу налоговых отношений, М. А. Лапина отмечает, что они управляются нормами налогового права.

Рассматривая свойство налогового правоотношения, можно сделать акцент на ряд его отличительных признаков: открытость, материальный характер, потребление единично в налоговой области, упорядоченность нормами налогового права, ответственность участия государства (муниципального образования) в лице согласованных учреждений.

Классификация налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения можно сгруппировать по различным принципам.

Законная систематизация, находящаяся в ст. 2 НК РФ, относит к налоговым отношения по налаживанию, установлению, взысканию, осуществлению налогового контроля, опротестованию актов налоговых учреждений, действий (бездействия) их штатных работников, привлечению к обязательствам за учинение налогового проступка.

По стадии важности можно выделить основные и дополнительные (иные вторичные) налоговые правоотношения.

В зависимости от учреждений публично-юридического образования, фигурирующих в налоговом правоотношении, различают налоговые правоотношения с участием общегосударственных учреждений, учреждений субъектов Российской Федерации, учреждений местных образований.

По субъекту налогоплательщику можно выделить правоотношения с участием ФЛ и ЮЛ.

Исходя из предмета отличают денежные и процессуальные налоговые правоотношения.

Кроме того, следует назвать направляющие (отношения, возникающие в процессе уплаты определенного налога) и охранительные (применение штрафы за нереализованные обязанности по уплате налога) налоговые правоотношения.

Налоговые отношения имеют особую систему, которая включает в себя такие элементы, как субъект, объект и контент.

Предметом правоотношения является то, на что адресовано действие его членов.

С учетом определения налога (денежный платеж) и сбора (денежный взнос) предметом налогового правоотношения обозначают те материальные средства, которые должны быть уплачены плательщиком в госбюджет (правительственный внебюджетный фонд). Намеренно, в ряде событий (неплатежеспособность налогоплательщика, плательщика сбора) иная собственность (в некоторых случаях – имущественные права) налогоплательщика, имеющее материальные блага, может быть эксплуатирован в определенном законом порядке для оплаты его задолженности по налогам (сборам).

Вместе с тем налоговые отношения могут появляться также по поводу иных предметов. Так, в ходе проведения выездной налоговой проверки объектом анализа будут являться документы бухгалтерского и налогового учета, регламентирующие факт полноты и правильности вычисления определенного налога.

Субъекты налоговых правоотношений – субъекты, располагающие налоговой правосубъектностью, что понимает наличие у них подходящего права и неработоспособности.

Налоговая правомочность – зафиксированная правила налогового права возможность иметь права и нести функции по поводу предметов налоговых правоотношений.

Как например, Б.В. Мышкин говорит, что следующие типы правоотношений относятся к сторонам налогового права: правительственные корпорации, правительственные и муниципальные органы, ФЛ, ИП, компании.

В соответствии ст. 9 НК РФ гленами отношений, управляющих правом о налогах и сборах, являются:

  • компании и ФЛ, признаваемые соответственно с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • компании и ФЛ, признаваемые соответственно с НК РФ налоговыми агентами (ст. 226);
  • налоговые органы (общегосударственное учреждение реализованной власти, аккредитованные по контролю и наблюдению в отрасли налогов и сборов, и его региональные учреждения);
  • таможенные учреждения (общегосударственное учреждение реализованной власти, аккредитованный в отрасли таможенного дела, подчиненные ему таможенные учреждения РФ).

Ранее законодатель являлся одним из членов институтов по налоговым отношениям правительственных специальных фондов (статья 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации). Следует отметить, что этот фактор обусловлен, прежде всего, наложением несущественных налоговых положений на плательщика единого социального налога.

С учетом отдельных положений налогового права (например, разд. III НК РФ) определенное участие в налоговых правоотношениях принимают:

  • учреждение специальных фондов правительства (может привлекаться для участия в делах о несостоятельности компаний или для запроса информации в налоговых органах о размере доходов ФЛ);
  • учреждения правовой (представительной) власти открыто юридических образований (например, п. 1 ст. 346.26, ч. 2 ст. 356 НК РФ);
  • органы внутренних дел;
  • органы (организации) и штатные субъекты, сообщающие сведения, связанные с учетом налогоплательщиков;
  • судебные учреждения;
  • банки;
  • резиденты;
  • консультанты;
  • переводчики;
  • понятые;
  • очевидцы.

Лица, на которых согласовано с налоговым правом поручается обязанность оплачивать (налогоплательщики, плательщики сборов), а также удерживать и перечислять налоги в бюджет (налоговые агенты), являются налогообязанные субъекты.

Налогоплательщиками и плательщиками платежей признаются компании и ФЛ, которым соответственно с налоговым правом взимается плата за налоги или сборы. В то же время филиалы и другие отдельные подразделения компаний выполняют функции этих учреждений по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и других отдельных подразделений (статья 19 Налогового кодекса Российской Федерации).

С 1 января 2012 года закрепленная группа налогоплательщиков будет признана независимым участником налоговых отношений – добровольным подчинением налогоплательщиков налога на прибыль на основании контракта о формировании закрепленной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, рассчитанных НК РФ. об исчислении и уплате налога на прибыль с учетом общего финансового результата хозяйственной деятельности этих налогоплательщиков (см. раздел 3.1 Налогового кодекса Российской Федерации). Обязанность демонстрировать интересы закрепленной группы налогоплательщиков доверяется на их ответственную сторону в рамках соглашения об их создании (п. 3 ст. 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации). После п. 7 ст. Согласно 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации заключенная группа налогоплательщиков по налогу на прибыль компаний формируется как минимум на два налоговых периода.

Налоговыми работники являются субъекты, на которых поручены функции по выполнению, удержанию у налогоплательщика и переводу налогов в бюджетную структуру РФ (ст. 24 НК РФ). Налоговые работники по общему принципу имеют те же права, что и налогоплательщики, если не рассчитано иное.

Банки – коммерческие банки и другие кредитные учреждения, утвержденные Центральным банком Российской Федерации (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

ЮЛ (организации) и штатные субъекты, сообщающие информацию о налогоплательщике. Субъекты, на которых правом о налогах и сборах накладывается согласованное обязательство.

  • судебные организации;
  • учреждения, занимающиеся регистрацией субъектов; кадастр и правительственной регистрация прав на недвижимую собственность и сделок с ним;
  • учреждения, реализующие правительственный технический учет;
  • органы регистрации транспортных средств;
  • учреждения, ответственные за сбор и (или) регистрацию пользователей природных ресурсов и за уполномочивание действий, связанных с пользованием таких ресурсов;
  • местные органы власти, органы социальной защиты;
  • нотариусы.

Свидетель, который дает показания, может быть вызван любым ФЛ, знающим положения, имеющие значение для проведения налогового контроля (статья 90 Налогового кодекса Российской Федерации).

Понятие «эксперт» является предметом, характеризующим специальными знаниями в области науки, искусства, технологии или ремесла, и необходим для разъяснения вопросов, связанных с реализацией налогового контроля (статья 95 Налогового кодекса Российской Федерации).

Специалисты – субъекты, характеризующие специальными знаниями и умениями, не заинтересованные в исходе дела, которые привлекаются в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по реализации налогового контроля (ст. 96 НК РФ).

Переводчики – не интересуют результаты дела, темы, которые говорят на языке, знание которого требуется для перевода (ст. 97 НК РФ).

Власти занимают особое место в отношениях, которые формируются в связи с введением налогов и сборов. Подходящей особенностью этих предметов является их полномочность.

В то же время Е. М. Ашмарина считает, что «налоговая компетенция является особенностью правительственных учреждений и учреждений местного самоуправления как субъектов налогового права Российской Федерации».

Налоговые органы – Федеральная налоговая служба России и ее местные учреждения власти. Налоговые учреждения должны проверять правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, уплачиваемых по соответствующему бюджету.

Таможенные органы – Федеральная таможенная служба России и подведомственные ей учреждения. Таможенные органы имеют права и обязанности налоговых органов взимать налоги при движении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В связи с этим можно согласовано с О.Ю. Бакаева отмечает, что «таможенной организации, целью которого является содействие внешней торговле, в настоящее время выполняет две основные задачи: налоговая и правоохранительная деятельность.

Финансовые учреждения – Министерство финансов России, учреждения исполнительной власти правительств Российской Федерации и муниципалитеты, утвержденные в области финансов (статья 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Органами внутренних дел являются МВД России и подчиненные ему отделения. Органы внутренних дел выполняют задачи по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах.

Следственные комитеты – Следственный комитет Российской Федерации и его подведомственные подразделения, действующий на основании Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403 «Следственный комитет Российской Федерации». В его обязанности входит быстрое и качественное расследование налоговых правонарушений, а также учреждения и реализация мер по выявлению этих факторов, способствующих заключению этих правонарушений.

Правоохранительные органы включают Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуру субъектов Российской Федерации, военных и других аналогичных прокуроров и прокуроров городов и районов.

Судебные органы – Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Налогообязанные субъекты могут фигурировать в налоговых правоотношениях не только лично, но и через уполномоченных представителей.

Легальным представителями налогоплательщика – ФЛ признаются, показывающиеся в качестве его представителей соответственно с субъектом права РФ.

Легальными представителями компаний являются субъекты, санкционированные демонстрировать ее в силу закона или образовательных идентов.

Уполномоченный представитель налогоплательщика – ФЛ и ЮЛ, которому налогоплательщик возлагает демонстрировать его интересы в отношениях с налоговыми организациями (таможенными учреждениями, учреждениями правительственных внебюджетных фондов), иными членами отношений, управляемых правом о налогах и сборах.

При этом представители налогоплательщиков в разных параграфах налогового кодекса РФ именуются по-разному (налоговый агент (гл. 23); источник выплаты дохода (гл. 25). Согласно п. 18 ст. 214.1 НК РФ представителями налогоплательщика могут выступать:

  • доверительный управляющий и посредник, исполнение в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) материальными инструментами срочных сделок на основании соглашения доверительного регулирования, соглашение на посреднические услуги, контракт поручения, контракта комиссии или агентского соглашения с налогоплательщиком;
  • доверенное лицо, выполняющее на базе депозитарного соглашения выплату (перечисление) дохода в материальной форме по общегосударственным правительственным эмиссионным ценным бумагам с необходимым централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска и по иным эмиссионным ценным бумагам с необходимым централизованным хранением (в отношении выпусков, правительственная регистрация которых, присвоение опознавательного номера которым реализованы после 1 января 2012 г.), которые учитываются на счете депо, открытом ФЛ, имеющему право на получение согласованной заработной платы;
  • доверительное лицо, который на основании соглашения кастодиана реализует выплату (перевод) дохода наличными за ценные бумаги правительства с необходимым центральным хранением независимо от даты регистрации его выпуска и за другие эмиссионные ценные бумаги с необходимым центральным хранением (вопросы, требующие правительственной регистрации) или выдачи опознавательного номера, который регистрируется после 1 января 2012 года), который регистрируется на счете депо иностранца, держателе, текущем счете иностранного уполномоченного владельца и депозитарной программы в согласовано с положения ст. 214.6 Налогового кодекса.

Не могут быть доверенными субъектами налогоплательщика штатные работники налоговых и таможенных организаций, учреждений внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/nalogovoe-pravo/ponyatie-nalogovyh-pravootnoshenij/

Internews.ru - Интернет журнал
Добавить комментарий

6 − три =