Обжалование результатов налоговых проверок


Обжалование результатов налоговых проверок

ФНС России на своем сайте опубликовала типовую форму для подачи возражений на результаты налоговой проверки. Форма представляет собой шаблон, включающий минимально необходимый набор реквизитов, ссылок на нормы закона и документы, которые должны присутствовать в письменных возражениях. Однако применение рекомендуемой формы не снимает всех вопросов, связанных с обжалованием результатов налоговой проверки. Какие сроки на обжалование установлены законом?

Какие особенности имеет процедура оспаривания? Когда претензии проверяющих обретут законную силу и приведут ко взысканию задолженности? Как обосновать свою позицию при оспаривании доначислений?

Павел Андрейкин
Консультаций: 1

Сроки проведения налоговой проверки

В зависимости от вида (камеральная или выездная налоговая проверка) срок проведения проверки может составлять: три месяца (фиксированный срок проведения камеральной проверки) и от двух до шести месяцев (выездная проверка). Кроме этого, выездная проверка может быть приостановлена на срок от шести до девяти месяцев.

По истечении срока, отведенного на проведение проверки, налоговый инспектор обязан составить акт налоговой проверки, в котором будут отражены претензии проверяющих, ссылки на нарушенные положения налогового законодательства и собранные налоговиками доказательства. Такой акт должен быть составлен в течение 10 рабочих дней с даты окончания трехмесячного срока на проведение камеральной проверки либо в течение двух месяцев с даты составления Справки об окончании выездной налоговой проверки, которая, в свою очередь, составляется после окончания срока на проведение выездной проверки.

Возражения на акт налоговой проверки

В течение пяти рабочих дней с даты составления акта налоговой проверки он должен быть вручен налогоплательщику лично под роспись либо отправлен на юридический адрес компании по почте (в этом случае акт считается врученным на шестой рабочий день с даты отправки).

Вместе с актом налоговой орган должен предоставить проверяемой организации копии документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (например, протоколы опросов свидетелей, данные «встречных» проверок, ответы на запросы и т.д.). Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

В случае если проверяющие не предоставили такие документы либо не предоставили всех доказательств, на которые ссылаются в акте, необходимо указать на эти факты в письменном обращении в налоговый орган и запросить возможность ознакомления с этими доказательствами. Отсутствие возможности ознакомиться с доказательствами не позволит подготовить мотивированные и аргументированные возражения на акт проверки, что, в свою очередь, является нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и может стать основанием для отмены ее результатов.

В течение одного месяца с даты получения акта налоговой проверки проверяемая организация вправе представить налоговому органу письменные возражения. Если в распоряжении организации имеются доказательства и сведения, опровергающие позицию проверяющих, такие доказательства должны быть описаны в тексте возражений и приложены в виде копий документов. В случае если проверяющие не дали оценки отдельным доказательствам, имеющимся в материалах проверки, либо оценили их выборочно с нужной для себя стороны, на это также необходимо указать в тексте возражений, дав собственную оценку таким доказательствам.

В течение 10 рабочих дней с момента истечения срока на представление возражений налоговый орган обязан рассмотреть материалы проверки вместе с представленными возражениями и вынести решение по итогам такого рассмотрения. Если у организации имеются объективные причины, по которым в месячный срок подготовка позиции затруднена (например, налоговый орган своевременно не предоставил копии доказательств и не ознакомил с ними налогоплательщика; проверка содержит большое количество эпизодов, большой объем письменных доказательств), необходимо обратиться в налоговый орган с письмом о продлении срока на подготовку возражений. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам рассмотрения материалов проверки проверяющие выносят решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (если нужно провести дополнительную проверку с учетом доводов и аргументов, изложенных в возражениях) либо итоговое решение по результатам проверки.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Фактически являются продолжением налоговой проверки. Срок их проведения ограничен одним месяцем, также Налоговым кодексом РФ установлен конкретный перечень действий, которые могут проводиться в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля:

истребование документов и информации у самого налогоплательщика;

истребование документов и информации у третьих лиц, обладающих такой информацией;

проведение допросов свидетелей;

назначение и проведение экспертизы.

В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, проверяемая организация вправе представить дополнительные возражения, предварительно ознакомившись с результатами дополнительных мероприятий (полученными письменными доказательствами).

За 10 рабочих дней с даты истечения срока на представление дополнительных возражений налоговый орган будет должен принять итоговое решение по проверке.

Решение по результатам налоговой проверки

Является итогом рассмотрения всех материалов проверки, включает в себя оценку всех аргументов и доказательств, изложенных в акте проверки; дополнительных доказательств, полученных при проведении дополнительных мероприятий; аргументов и доказательств, представленных налогоплательщиком в возражениях.

Следует отметить, что итоговое решение не может содержать новых эпизодов и претензий, которые ранее не были изложены в акте. Также не может быть увеличена сумма доначислений по сравнению с актом (за исключением пени).

В момент вынесения решения оно еще не вступает в законную силу — для этого потребуется один месяц с даты его вручения проверяемой организации, а в случае, если в течение этого месяца подана жалоба в вышестоящий налоговый орган, — решение вступит в силу с даты вынесения решения по поданной жалобе. Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу в течение одного месяца плюс три рабочих дня (срок для получения жалобы и документов из инспекции, проводившей проверку). В случае необходимости срок вынесения решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Момент вступления в законную силу важен, поскольку именно с этого момента начинается процедура принудительного взыскания задолженности. Сначала организация получит требование, в котором будет предложено добровольно уплатить сумму задолженности.

Если этого не произойдет в течение восьми рабочих дней, инспекция получает право принять решение о принудительном взыскании за счет денежных средств на расчетных счетах компании. Одновременно может быть принято решение о приостановке операций по банковским счетам компании.

Если в течение двух месяцев денежных средств для погашения задолженности на счетах компании так и не появится, налоговый орган принимает решение о взыскании за счет имущества, для чего привлекается служба судебных приставов. Одновременно принимается решение об аресте принадлежащего компании имущества.

Предварительные обеспечительные меры

В отличие от вышеуказанной процедуры принудительного взыскания, не требуют вступления решения в законную силу, и могут быть применены в любой момент начиная с даты вынесения решения по результатам проверки. Применяются в форме запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа либо приостановления операций по счетам в банке.

Существенным отличием является «обратный» порядок действий по сравнению с описанной выше процедурой: сначала накладываются ограничения на имущество компании, и только если его стоимости недостаточно для погашения потенциальной задолженности, происходит приостановка операций по счетам, но исключительно на сумму разницы между стоимостью обремененного имущества компании и размером недоимки по решению.

Фактически такие обеспечительные меры представляют собой гарантию того, что в случае вступления в законную силу решения компания окажется платежеспособной. Принятие обеспечительных мер создает препятствия для умышленного вывода активов с целью избежать обращения взыскания на них в рамках процедуры принудительного взыскания.

Обеспечительные меры могут быть отменены при условии предоставления банковской гарантии, залога ценных бумаг или поручительства третьего лица, гарантирующих уплату налоговой задолженности.

Обжалование результатов налоговых проверок

Если при проверке налоговой декларации или в процессе проведения выездной налоговой проверки инспекция решит, что налогоплательщиком допущены нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт. После рассмотрения акта будет вынесено решение либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 21, ст.

137 НК РФ налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права.

Условно разделим все акты, а также действия/бездействия налоговых органов на две большие группы.

К первой группе отнесём:

решения налоговых органов о привлечении к ответственности/об отказе в привлечении к ответственности, вынесенные по результатам налоговых проверок (камеральных либо выездных);

решения об отказе в возмещении НДС (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. N 18421/10).

Ко второй группе отнесём:

все иные акты налоговых органов (за исключением актов первой группы), принятые в ходе налоговых проверок (камеральных либо выездных). Примерами таких актов могут быть:

ь решение о проведении выездной налоговой проверки или решение о ее приостановлении;

ь требование о представлении документов; решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов;

ь решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и т.д.;

любые незаконные действия/бездействие налоговых органов;

решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, вынесенные по результатам иных (кроме налоговых проверок) мероприятий налогового контроля. Следует отметить, что некоторые налоговые правонарушения могут быть выявлены и без проведения камеральной или выездной проверки. Сюда можно отнести такие правонарушения, как: нарушение срока подачи в ИФНС сообщения об открытии обособленного подразделения; об открытии/закрытии счета в банке и т.д.

Решения о привлечении к ответственности за указанные правонарушения можно назвать «без проверочными» решениями, т.е. вынесенными по результатам иных (кроме проверок) мероприятий налогового контроля.

С 01.01.2014 года вступили в силу изменения, в соответствии с которыми, любые виды решений/действий налоговых органов перед обращением в суд необходимо обжаловать в досудебном порядке.

Досудебный порядок обжалования

Досудебный порядок обжалования распространяется на два вида решений налоговых органов: о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Любые другие решения по-прежнему можно оспаривать сразу в суде.

При этом необходимо отметить, что решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности не всегда является результатом налоговой проверки. Некоторые налоговые нарушения (за исключением предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса) инспекторы могут выявить и без проверки.

Пунктом 9 ст. 101 НК РФ установлено, что решение вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его вручения налогоплательщику, если на решение не подана апелляционная жалоба. Не вступившее в силу решение не подлежит исполнению, т.е. по такому решению не будут производиться действия по взысканию: не выносится и не направляется требование об уплате налога, пени, штрафа; не выставляется инкассовое поручение и не производится взыскание за счет имущества налогоплательщика через службу судебных приставов. В случае подачи апелляционной жалобы, решение вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим органом полностью или в части (п.

9 ст. 100 НК РФ. Только после этой даты налоговый орган будет вправе приступить ко взысканию начисленных сумм.

Таким образом, у налогоплательщика есть 10 рабочих дней для подачи апелляционной жалобы, так как в соответствии с пунктом 6 статьи 6.1. НК РФ, срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

Если по какой-то причине указанный 10-дневный срок пропущен, налогоплательщик может обжаловать вступившее в силу решение в вышестоящий налоговый орган в течение года со дня его вынесения.

Например, если компания подает заявление о постановке на учет ее обособленного подразделения или сведения об открытии либо закрытии ее банковского счета позже установленного срока (ответственность за эти нарушения установлена в статьях 116 и 118 Налогового кодекса), налоговый орган автоматически выявляет просрочку. Без налоговой проверки инспекция также может обнаружить, что компания не подала вовремя налоговую декларацию (это нарушение предусмотрено в статье 119 Налогового кодекса). В таких случаях действует специальная процедура производства по нарушению. Она аналогична той, которая предусмотрена для рассмотрения результатов проверки в статьях 100 и 101 Налогового кодекса, но регулируется отдельной статьей Налогового кодекса 101.4.

Для решения, принятого в таком порядке, не установлен срок вступления в силу. А порядок досудебного обжалования решения зависит от его вступления в силу.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что к решениям о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности, которые приняты не в результате налоговой проверки, обязательный досудебный порядок обжалования вообще не применяется.

Судебное обжалование результатов налоговых проверок

В силу п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд (см. также письмо Минфина России от 11.12.2007 N 03-02-07/1-479).

Причем подавать жалобы в вышестоящий орган и в суд можно как последовательно, так и одновременно. В частности, еще в Постановлении ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 (п. 48) было установлено, что налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

Правовые последствия отмены решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности арбитражным судом и вышестоящим налоговым органом различны. Отмена решения налогового органа означает прекращение действия такого решения на будущее. Признание судом решения недействительным влечет признание его недействующим с момента принятия и свидетельствует о незаконности решения с момента его вынесения.

Напрямую в суд можно обжаловать:

а) решение об отказе в зачете или возврате налога;

б) требование об уплате налога, пеней, штрафа;

в) действия или бездействие налоговых органов.

Как исключение из этого правила с 2009 г. для обжалования решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности введен обязательный досудебный порядок обжалования.

Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Как следует из ст. 137 НК РФ, право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц возникает у лица в случае, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Определение ненормативного правового акта налогового органа в законодательстве о налогах и сборах отсутствует. Поэтому налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) может обжаловать любые ненормативные акты налогового органа, действия (бездействие) должностных лиц, если они нарушают его права и законные интересы. В отличие от нормативного акта, действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением, он направлен на конкретное лицо или группу лиц и принимается в целях урегулирования конкретного отношения.

Ненормативный акт не содержит правовых норм и не требует неоднократного исполнения.

Согласно п. 1 ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными имеют лица, если полагают, что оспариваемые акты одновременно:

не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).

Пунктом 1 ст. 104 НК РФ установлена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности. В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

При этом только в случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с этого лица налоговой санкции за совершение налогового правонарушения.

По мнению судов, соблюдением досудебной процедуры урегулирования спора при взыскании налоговых санкций будет вручение налогоплательщику:

решения о привлечении его к налоговой ответственности

или требования о добровольной выплате недоимки по налогам, пеней и штрафных санкций.

Если после принятия к производству заявления арбитражный суд установит, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.

Арбитражный суд не вправе вносить изменения в обжалуемые ненормативные акты, он может только признать их недействительными полностью или в части (ст. 201 АПК РФ). Требование налогового органа о взыскании суммы налоговой санкции не может быть удовлетворено судом в случае неправильной квалификации инспекцией совершенного налогоплательщиком правонарушения (Постановление ФАС Центрального округа от 04.07.2008 N А68-8159/06-345/12).

По мнению судей, обращение налогоплательщика в суд с требованием о признании недействительным решения вышестоящего налогового органа, вынесенного по его жалобе на ненормативный акт нижестоящего налогового органа, возможно только в случае, если это решение самостоятельно нарушает его права и возлагает на него дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, вне зависимости от нарушения его прав первоначально обжалуемым решением (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008 N 09АП-12869/2008-АК).

Согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.

В случае, когда копия решения направляется по почте заказным письмом, для определения даты его вручения необходимо применить по аналогии сроки, установленные Налоговым кодексом РФ для вручения иных документов, в частности по истечении шести дней со дня направления заказного письма (п. 3 ст. 46, п. 5 ст. 68, п. 6 ст. 69 НК РФ) либо на шестой день с даты его отправки (п.

5 ст. 100 НК РФ). Такого мнения придерживается Минфин России (письма от 23.07.2008 N 03-02-07/1-309, от 02.06.2008 N 03-02-08-12).

То есть по истечении этого срока с даты отправки письма начнут отсчитываться сроки для обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности независимо от того, получено оно налогоплательщиком или нет.

Однако, по мнению многих судей, днем получения копии решения о привлечении к ответственности должна считаться реальная, а не предполагаемая дата, и срок для обжалования решения налогового органа должен отсчитываться с того дня, когда организация действительно получила указанное решение (Постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2008 N Ф09-4395/08-С3).

По мнению арбитражных судов, срок для подачи заявления в арбитражный суд исчисляется с даты получения налогоплательщиком решения о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности, то есть в течение трех месяцев по истечении десяти дней со дня вручения налогоплательщику решения нижестоящего налогового органа (п. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 9 ст. 101, п. п. 3 и 5 ст.

101.2 НК РФ).

Таким образом, чтобы не нарушить срок, установленный для обращения в суд, налогоплательщику необходимо подать в вышестоящий налоговый орган жалобу на вступившее в силу решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, примерно в течение месяца со дня вступления в силу этого решения.

Расчет простой: срок подачи заявления в суд три месяца со дня вступления решения в силу; максимальный срок, отведенный вышестоящему налоговому органу для рассмотрения жалобы, составляет один месяц и 15 рабочих дней со дня ее получения. Еще три рабочих дня отводится на то, чтобы сообщить налогоплательщику о принятом решении по жалобе (п. 3 ст.

140 НК РФ), плюс время на доставку почты.

Несмотря на то что в приведенном деле пропущенный срок был восстановлен, суд признал, что процессуальный срок, который установлен п. 4 ст. 198 АПК РФ для подачи заявления в суд, "поглощает" сроки обжалования решения налогового органа в досудебном порядке.

Исключение составляет апелляционная жалоба: в этом случае в силу прямого указания в п. 5 ст. 101.2 НК РФ срок для обращения в суд должен исчисляться со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено решение, стало известно о вступлении его в силу.

С учетом сроков, установленных для подачи жалобы (три месяца общий и один год специальный (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ)), более обоснованной представляется позиция Президиума ВАС РФ, изложенная в Постановлении от 20.11.2007 N 8815/07. Срок, предусмотренный п. 4 ст.

198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

По логике ВАС РФ срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, должен начинаться по истечении одного месяца и 15 дней со дня, когда вышестоящий налоговый орган получит жалобу.

Иное толкование фактически обязывает налогоплательщика использовать одновременно досудебный и судебный способы защиты, что с введением обязательного досудебного порядка обжалования в отношении значительной категории дел (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) влечет неизбежные трудности с осуществлением налогоплательщиком своих прав.

Кроме того, вышестоящий налоговый орган вправе отменить обжалуемое решение и принять новое. Но, обращаясь в арбитражный суд, налогоплательщик указывает в заявлении номер и дату оспариваемого акта (предмет иска), а также основания для признания его незаконным. А согласно ст.

49 АПК РФ одновременное изменение основания и предмета иска не допускается.

Согласно п. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы. В силу п. 2 ст.

138 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели вправе оспаривать в арбитражном суде нормативные правовые акты налоговых органов (Постановление Президиума ВАС РФ N 7445/05).

Налогоплательщик вправе оспорить нормативный правовой акт, принятый налоговым органом, несмотря на то, что у него имеется возможность оспорить в судебном порядке конкретные действия налоговых органов, основанные на положениях такого акта.

В заявлении о признании нормативного правового акта недействующим должны быть, в частности, указаны права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями. Обязательное же требование обоснования того, в чем именно заключается это нарушение, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта (п. 3 ст. 193 АПК РФ).

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта подлежит незамедлительному опубликованию (п. 1 ст. 196 АПК РФ).

Согласно п. 3 ст. 138 НК РФ в случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, определенном соответствующим процессуальным законодательством РФ.

С этой нормой корреспондирует п. 3 ст. 199 АПК РФ, предусматривающий, что по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Приостановление действия оспариваемого решения налогового органа рассматривается Арбитражным процессуальным кодексом РФ в качестве обеспечительной меры, направленной на удовлетворение иска или защиту имущественных интересов заявителя-налогоплательщика.

Порядок обжалования результатов налоговых проверок

Цель работы – рассмотреть порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Объекты исследования –содержание ряда нормативных документов ФНС России, регламентирующих действия налоговых органов по проведению налоговых проверок.

Организация взаимодействия структурных подразделений налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля, подготовка проекта решения по делу о налоговом правонарушении и поступление в налоговый орган информации о ходе рассмотрения налоговых споров.

Рассмотреть порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Отразить рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом.

Итоги рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом): оставление жалобы без удовлетворения; отмена акта налогового органа; отмена решения и прекращение производства по делу о налоговом правонарушении; изменение решения или вынесение нового решения.

Задача. Рассмотреть и показать принципиальные различия налогов и сборов различных уровней.

ВАРИАНТ № 8

Порядок взыскания налоговых санкций

Цель работы –исследовать средства, которыми в соответствии с действующим законодательством располагают налоговые органы для того, чтобы принудить налогоплательщика исполнить возложенные на него обязанности или обеспечить исполнение принятого по результатам налоговой проверки решения.

Объекты исследования –содержание требований об уплате налога и порядок его направления, регламентированные в ст. 69-71 Налогового кодекса РФ

Случаи, при наступлении которых налоговые органы имеют право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков. Важно рассмотреть, что приостановление банковских операций не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии со ст.855 Гражданского кодекса РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Показать последствия невыполнения банками решений налоговых органов о приостановлении операций.

Рассмотреть арест имущества как меру, применяемую налоговыми органами с санкции прокурора в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. Выявить права налогоплательщиков в отношении арестованного имущества.

Рекомендуется рассмотреть порядок взыскания налога при неуплате или неполной уплате налога в установленный срок, регламентированный ст.46-48 Налогового кодекса РФ. Особо важно указать действующий порядок взыскания штрафных санкций. Кратко охарактеризовать очередность взыскания налога или сбора за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также иного имущества налогоплательщика – наличных денежных средств, ценных бумаг, непроизводственных помещений, готовой продукции, товаров, сырья, материалов, основных средств и т.д.

Задача. Рассмотреть какие права имеют налогоплательщики и плательщики сборов и показать их нормативно-правовое обеспечение.

ВАРИАНТ № 9

Методика проверки налога на добавленную стоимость: объекты налогообложения, льготы,
формирование налоговой базы, ставки,
порядок исчисления и уплаты налога

Цель работы –показать организацию работы налоговых органов за своевременностью представления налогоплательщиками деклараций по налогу на добавленную стоимость: применение мер ответственности к налогоплательщикам, допустившим нарушение срока представления деклараций, в том числе административной ответственности; начисление пени; приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке.

Объекты исследования –порядок проверки правильности предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (ст.145 НК).

Рассмотреть правильность заполнения налоговых деклараций (реквизиты, арифметический подсчет, особенности в заполнении дополнительной налоговой декларации).

Определить основания, используемые при проверке правильности применения налоговых ставок. Важно более подробно остановиться на методике камеральной проверки при применении «нулевой» ставки.

Охарактеризовать основные требования, предъявляемые при проверке правильности и обоснованности применения освобождения от налогообложения.

Необходимо раскрыть механизм проверки правильности исчисления налоговой базы, отражения сумм НДС, подлежащих списанию в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», применения налоговых вычетов, соблюдение порядка возмещения из бюджета НДС.

В заключение следует рассмотреть требования, предъявляемые к порядку проведения камеральной налоговой проверки отчетности по налогу на добавленную стоимость и принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

Задача. Рассмотреть порядок обеспечения прав налогоплательщиков (плательщиков сборов).

ВАРИАНТ № 10

Методика проверки акцизов: объект
налогообложения, льготы, налоговая база,
ставки, порядок исчисления и уплаты

Цель работы –организация работы налоговых органов за своевременностью уплаты акцизов и представления налогоплательщиками деклараций.

Объекты исследования –нормативные документы, дающие право работы с подакцизными товарами,перечень подакцизных товаров, операции с которыми признаются объектами налогообложения.

Рассмотреть правильность заполнения налоговых деклараций (реквизиты, арифметический подсчет, особенности в заполнении дополнительной налоговой декларации).

Определить основания, используемые при проверке правильности применения налоговых ставок. Охарактеризовать основные требования, предъявляемые при проверке правильности и обоснованности применения освобождения от налогообложения.

Необходимо раскрыть механизм проверки правильности исчисления налоговой базы, применения налоговых вычетов, соблюдение порядка возмещения из бюджета акцизов.

В заключение следует рассмотреть требования, предъявляемые к порядку проведения камеральной налоговой проверки отчетности по акцизам и принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

Задача. Раскрыть понятие и содержание специального налогового режима.

ВАРИАНТ № 11

Методика проверки налога на прибыль организаций: объект налогообложения, налоговая база, способы ее формирования. Виды доходов и расходов, учитываемых и неучитываемых при определении налоговой базы

Цель работы –рассмотреть методику проверки налога на прибыль.

Объекты исследования –нормативные документы, обеспечивающие законность проведения проверки налога на прибыль, содержание понятия «налоговый» учет. Особенности проверки налога на прибыль, заключающиеся в установлении достоверности данных бухгалтерского учета и правильности его отражения в налоговом учете в целях определения налога на прибыль. Дать характеристику первого этапа проверки налога на прибыль – правильности исчисления налоговой базы.

Рассмотреть влияние на порядок проведения проверки метода определения дохода, выбранного и отраженного в учетной политике предприятия.

Охарактеризовать проверку правильности определения сумм расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации. Рассмотреть особенности проверки расходов в зависимости от деления их на прямые и косвенные. Особое внимание уделить расходам, ограничиваемым предельными нормами и нормативами.

Раскрыть механизм проверки льгот по налогу на прибыль, отмененных с 1 января 2002 года, но часть из которых в течение определенного времени сохраняют свое действие.

Один из заключительных вопросов – проверка правильности применения налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налога, в том числе и в виде в виде авансовых платежей.

Задача. Раскрыть порядок распространения информации о региональных и местных налогах.

ВАРИАНТ № 12

Методика проверки налога исчисляемого
и уплачиваемого при применении УСН: объект налогообложения, налоговый период, ставки,
порядок исчисления и уплаты налога

Цель работы – дать характеристику методики проверки единого налога, взимаемого с субъектов хозяйственной деятельности, переведенных на упрощенную систему налогообложения.

Объекты исследования –понятие «упрощенная система налогообложения». Объективные предпосылки применения упрощенной системы налогообложения как одного из видов специальных налоговых режимов.

Рассмотреть порядок проверки правомерности перехода на упрощенную систему налогообложения – величину дохода, ограничения в видах деятельности, структуру организации, структуру уставного капитала, численность работающих, стоимость имущества.

Показать работу, осуществляемую налоговыми органами по соблюдению установленного порядка смены налогового режима для предприятий и частных предпринимателей, пожелавших перейти на упрощенную систему налогообложения.

Проанализировать методы проверки объекта налогообложения и налоговой базы. Дать характеристику расходов, принимаемых в уменьшение налоговой базы. Обратить особое внимание на особенности расходов на покупку основных средств, материальных расходов, расходов на оплату труда, на командировки, уплату процентов за пользование кредитом, расходов на рекламу.

Рассмотреть своевременность и полноту уплаты авансовых платежей.

Задача. Рассмотреть порядок и меры защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов).

ВАРИАНТ № 13

Методика проверки единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности: порядок
его введения, объект обложения, налоговая база,
ставки и сроки уплаты налога

Цель работы –показать нормативно-правовые основы осуществления контроля налоговыми органами за правильностью и своевременностью уплаты ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Объекты исследования –нормативно-правовая база содержания камеральной проверки – правомерность обложения единым налогом для отдельных видов деятельности, указанных налогоплательщиком в налоговой декларации, контроль за соблюдением сроков предоставления декларации.

Рассмотреть порядок отнесения тех или иных видов деятельности к видам, попадающим под обложение единым налогом на вмененный доход. Охарактеризовать содержание выездной налоговой проверки. Показать, что цель проведения проверки – определить достоверность видов деятельности указанных в налоговой декларации, количества физических показателей, характеризующих данный вид деятельности, правомерность применения коэффициентов.

Проанализировать способы проверки налоговой базы – отдельно по каждому виду деятельности. Рассмотреть порядок определения физических показателей.

Раскрыть следующий этап камеральной проверки – правильность применения корректирующих показателей – К1, К2, К3. Обратить внимание ограничения суммы единого налога на вмененный доход, исчисленной за налоговый период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Рассмотреть меры ответственности, применяемые к налогоплательщику при установлении расхождений между данными, указанными в представленной декларации и документами.

Обратить внимание на соблюдение порядка ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подробно остановиться на случаях осуществления налогоплательщиком нескольких видов деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, необходимости ведения раздельного учет показателей, необходимых для исчисления налога.

Остановиться на примерах установления фактов недостоверности показателей, указанных в налоговой декларации. Показать их отражение в акте проверки и механизм последующего вынесения решения руководителя налогового органа в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Задача. Раскрыть понятие «налоговый агент» и показать его место и роль в системе налоговых отношений.

ВАРИАНТ № 14

Методика проверки налога на имущество организаций: объект налогообложения, налоговая база, льготы,
ставка, порядок исчисления и уплаты налога

Цель работы –рассмотреть порядок проведения проверки по налогу на имущество организаций.

Объекты исследования –данные налоговых расчетов, бухгалтерского баланса, главной книги, журналов-ордеров; выявление соответствия данных журналов-ордеров первичным документам; полнота и своевременность оприходования основных средств, материальных ресурсов. Проверка правильности включения в налогооблагаемую базу стоимости основных средств в связи с их переоценкой; правильность определения среднегодовой стоимости имущества; правильность применения ставок и льгот, порядок исчисления и уплаты налога.

Задача. Раскрыть права налоговых органов при выездной налоговой проверке.

Обжалование решений налогового органа по результатам налоговой проверки

Последние несколько лет достаточно активно применяется обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов по камеральным и выездным налоговым проверкам. В данной статье более подробно рассмотрен вопрос обжалования решения налогового органа по результатам налоговой проверки, а также основание, порядок и сроки подачи возражений на акт налоговой проверки.

Подача в налоговый орган возражений по акту налоговой проверки: основание, порядок, сроки

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику в течение пяти дней с момента его составления. По общему принципу при отправке акта налоговой проверки налоговым органом по почте, датой его вручения будет являться шестой день со дня его отправки. К акту налоговой проверки обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства РФ, выявленные инспекторами в ходе налоговой проверки (п.3.1 ст.100 Налогового кодекса РФ).

Более подробную информацию о сроках и порядке составления налоговыми органами акта выездной налоговой проверки можно узнать из наших статей: «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и его вступление в законную силу», «Оформление результатов налоговой проверки».

Итак, получив на руки акт налоговой проверки, налогоплательщик может не согласиться с результатами выездной налоговой проверки, как в целом, так и в отдельной его части. С целью защиты прав налогоплательщика налоговое законодательство РФ закрепило за налогоплательщиком право подачи письменных возражений на акт налоговой проверки в течение тридцати дней с момента его получения (см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07августа 2015 года № ЕД-4-2/13890). К письменным возражениям на акт налогоплательщик вправе прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность его возражений. Десятидневный срок, что установлен пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, исчисляется после истечения одного месяца, установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Акт налоговой проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов (см.

Определение АС Республики Алтай от 19 февраля 2016 года № А02-1081/2015).

Какой-либо установленный формы возражений на акт налоговой проверки законодатель не устанавливает, как и требований к их содержанию. Поэтому налогоплательщику при составлении письменных возражений достаточно соблюсти общепринятый порядок их составления: привести общую часть (в которой указываются реквизиты налогоплательщика – ИНН, КПП, юридический адрес и т.п., дата и место составления возражений, период, вид налога, который проверялся налоговой проверкой), а затем описать содержательную часть возражений (указываются конкретные пункты акта налоговой проверки, с которыми не согласен налогоплательщик, ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, в том числе Письма Минфина России, которые можно посмотреть на официальном сайте налоговой службы, приводятся примеры из арбитражной практики по данному вопросу).

Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку или его заместителем. В соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ по результатам рассмотрения представленных возражений руководитель либо заместитель руководителя налогового органа выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение по поданным налогоплательщиком письменным возражением должны быть приняты в течение десяти дней со дня истечения срока на представление таких возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (см. п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Судебное обжалование налоговых решений, принятых по результатам налоговой проверки: основания, порядок, сроки

С 2009 года законодателем был введен обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Несоблюдение досудебного порядка обжалования может затруднить или даже сделать невозможным обжалование решения налогового органа. Именно поэтому налогоплательщик должен знать установленную законом процедуру обжалования решения налогового органа.

Также Налоговый кодекс РФ устанавливает обязательную досудебную процедуру урегулирования споров, возникших между налоговым органом и налогоплательщиком в связи с привлечением налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.1 ст.104 Налогового кодекса РФ). В силу вышеуказанной нормы именно до момента обращения в суд, налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. И только в случае отказа налогоплательщика в добровольном порядке уплатить сумму налоговой санкции или пропуска срока ее уплаты, налоговый орган направляет в арбитражный суд иск о взыскании с налогоплательщика неуплаченной суммы налоговой санкции, предусмотренной за совершение налогового правонарушения. С точки зрения судов, под соблюдением налоговым органом досудебной процедуры урегулирования спора с налогоплательщиком признается вручение налогоплательщику решения о привлечении его к налоговой ответственности или вручение требования налогоплательщику о добровольной уплате недоимки по налогам, пеней и штрафных санкций. Налогоплательщик, в свою очередь, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении исполнения решения (см. п. 3 ст.

138 Налогового кодекса РФ). Такое исковое заявление налогоплательщик вправе предъявить в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, то есть когда он узнал о вступлении решения налогового органа в законную силу (см. ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Приостановление исполнения решения производится в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Несоблюдение досудебного порядка обжалования акта налоговой проверки является основанием для оставления искового заявления налогоплательщика без рассмотрения (см. Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 февраля 2016 года по делу № А73-17478/2015, Определение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2015 года по делу № А55-11027/2015). Поэтому, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщик должен пройти процедуру досудебного обжалования решения налогового органа, то есть сначала решение налогового органа обжалуется в вышестоящий налоговый орган, только после этого налогоплательщик может обращаться в суд (см. п.1, 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ).

Минуя обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе, в судебной инстанции исковое заявление налогоплательщика будет оставлено без рассмотрения (см. пп. 2 п. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Налогоплательщик имеет право обжаловать решение налогового органа как полностью, так и в отдельной его части. Равно как налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган как вступившее, так и не вступившее в законную силу решение нижестоящего налогового органа. Жалоба на не вступившее в законную силу решение налогового органа является апелляционным.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа не вступившее в законную силу подается налогоплательщиком в письменной форме согласно пункта 3 статьи 139 Налогового кодекса РФ, в налоговый орган, вынесший обжалуемое решение. Конкретных требований к форме и содержанию жалобы Налоговый кодекс РФ не содержит, а это означает, что такая жалоба может быть составлена в произвольной форме. Главная задача заявителя четко обосновать заявляемые в жалобе требования. Жалоба подписывается налогоплательщиком либо его представителем, в случае с последним, такие полномочия нужно будет подтвердить документально (см.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 декабря 2009 года № Ф 03-7521/2009). К жалобе налогоплательщик может приложить документы, подтверждающие его требования (см. абз. 1 п. 2 ст.

139 Налогового кодекса РФ).

В течение трех дней со дня поступления жалобы налогоплательщика налоговый орган направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (см. п. 3 ст. 139 Налогового кодекса РФ). Однако, вышестоящий налоговый орган может и не отменить решение нижестоящего налогового органа, в таком случае решение нижестоящего налогового органа вступит в законную силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

Но не стоит отчаиваться, потому что такое решение налогоплательщик сможет обжаловать его в административном или судебном порядке, руководствуясь положениями статей 138-141 Налогового кодекса РФ (см. Письмо Минфина России от 20 ноября 2009 года № 03-02-07/1-516).

Административный порядок обжалования решения налогового органа, принятого по результатам проверки, подразумевает подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган. В случае если налогоплательщиком апелляционная жалоба на решение налогового органа не подавалась, он может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган даже после вступления решения в законную силу, об этом говорится в пункте 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ. Подать такую жалобу налогоплательщик вправе в течение двенадцати месяцев с момента вынесения итогового решения по результатам налоговой проверки (см. абз.

4 п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Что касается судебного обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц, оно осуществляется путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд, руководствуясь нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (см. п.2 ст.138 Налогового кодекса РФ). При этом напрямую в арбитражный суд налогоплательщик вправе обжаловать:

  • решение налогового органа об отказе в зачете или возврате налога;
  • требование налогового органа об уплате налога, пеней, штрафов;
  • действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено право налогоплательщика обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия должностных лиц незаконными, если считают, что оспариваемые им акты одновременно:

  • не соответствуют закону или иному принятому в соответствии с этим законом нормативному правовому акту;
  • нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, либо неправомерно возлагают на налогоплательщика какие-либо обязанности, а также создают препятствия для осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности.

В завершение рассматриваемой темы добавим, что правовые последствия отмены решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности арбитражным судом и вышестоящим налоговым органом различны. Так при отмене решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности вышестоящим налоговым органом прекращаются действия принятого решения на будущее, а в случае отмены решения налогового органа арбитражным судом влечет признание такого решения недействующим с момента его принятия, то есть такое решение считается незаконно вынесенным налоговым органом изначально.

Рекомендуем!  Порядок перехода из одной налоговой в другую
Internews.ru - Интернет журнал
Добавить комментарий

4 × пять =